Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Взаимосвязь тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Изучение психологических особенностей дошкольного детства. Обзор причин детской тревожности. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста. Анализ эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический обзор по проблеме самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста

1.1 Психологические особенности дошкольного детства

1.2 Развитие самооценки дошкольников

1.3 Причины и особенности детской тревожности

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста

2.1 Методика и организация исследования

2.2 Результаты исследования

2.3 Выводы

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими, поскольку тревожность создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.

Появление устойчивой тревожности в детском возрасте - один из наиболее частых поводов обращения родителей к специалисту, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло. К примеру, в 90-х годах, по сравнению с 80-ми, количество тревожных детей среди дошкольников увеличилось почти в 5 раз. Предпосылкой формирования тревожности как черты личности является накопление дошкольником «достаточного багажа» неудачных способов преодоления состояния тревоги. Поэтому, для профилактики невротически-тревожного типа развития личности, необходимо помогать детям находить адекватные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, с другими проявлениями эмоциональной неустойчивости. В связи с этим задача оказания психолого-педагогической поддержки тревожному ребенку является актуальной и практически значимой.

Кроме того, тревожность ребенка связана с его самооценкой, которая является сложным многоаспектным явлением, она может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.

Неустойчивость самооценки может резко повышать уровень тревожности, что в сою очередь препятствует различению важного и несущественного в образе «Я», и как следствие, затрудняет процесс личностного роста.

Цель: исследование взаимосвязи самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста.

Предмет: взаимосвязь тревожности и самооценки.

Объект: дети дошкольного возраста.

Задачи:

1. Описать психологические особенности дошкольного детства.

2. Рассмотреть особенности развития самооценки дошкольников.

3. Раскрыть причины и особенности детской тревожности.

4. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование.

5. Обработать результаты и сформулировать выводы.

Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем тревожности и самооценки детей дошкольного возраста. Высокий уровень тревожности связан с низкой самооценкой.

Выборку исследования составили воспитанники детского сада, всего 16 человек (8 девочек и 8 мальчиков), средний возраст 5 лет.

Методики:

§ Методика диагностики самооценки «Лесенка» (С.Г.Якобсон, В.Г.Щур).

§ Методика «Выбери нужное лицо», направлена на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р.С.).

Практическая значимость: результаты данной работы могут найти применение в работе психологов и педагогов детских учреждений, а также при составлении психокоррекционных и развивающих программ и при консультировании родителей по вопросам воспитания и социального развития детей.

Глава 1. Теоретический обзор по проблеме самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста

1.1 Психологические особенности дошкольного детства

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время сильно изменяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольнику свойственно «испытывать сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно, ему ещё недопустимо». В этом возрасте выражено стремление к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая игра является деятельностью, в которой дети примеряют на себя роли взрослых людей и в игре воспроизводят взрослую жизнь. На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом, так называемая режиссёрская игра. Одновременно с ней или несколько позже возникает образно-ролевая игра. В этой игре ребёнок может себя представлять кем или чем-угодно и соответственно этим представлениям действовать. Условием развёртывания такой игры является яркое, интенсивное эмоциональное переживание. У Жана Пиаже можно видеть примеры образно ролевых игр. Например, однажды дочь Пиаже, уйдя на кухню, была потрясена видом ощипанной утки, оставленной на столе. Вечером девочку находят на диване. Она лежит, не двигается, не отвечает на вопросы, потом раздаётся её приглушённый голос: «Я - мёртвая утка».

Режиссёрская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из неё выделяются игры с правилами, при этом старые виды игр остаются и продолжают совершенствоваться.

Согласно Д.Б. Эльконину, в каждой игре есть свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки или предметы, есть свой сюжет - сфера действительности, которая отражается в игре. Старшие дошкольники способны играть в одно и тоже по нескольку часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. Моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребёнком, составляют содержание игры. Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развёрнутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами - к играм со свёрнутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами - и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, в игре дети учатся общению, игра способствует становлению произвольного поведения ребёнка. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ним цели. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

В дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К семилетнему возрасту язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного его изучения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растёт словарный запас речи, развивается грамматический строй речи, во многом благодаря этому в конце дошкольного возраста осуществляется переход к контекстной речи.

Использование новых форм речи (сообщения, диалогическая речь), переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребёнком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми и взрослыми, в терминологии М.И. Лисиной - внеситуативно-познавательное, достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.

Дошкольный возраст является благоприятным для развития памяти. Как писал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. У младших дошкольников память непроизвольна, в среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Память включается в процесс формирования личности, третий и четвёртый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Восприятие, благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Постепенно развивается апперцепция, по этой причине восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Эмоции ребёнка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначальный аффективный характер.

Основная линия развития мышления в дошкольном возрасте - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (в терминологии Ж.Пиаже - репрезентативный интеллект) и в конце периода - к словесному мышлению. В благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может правильно логически рассуждать. К концу дошкольного периода появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение его важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особен...

Другие файлы:

Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование самооценки детей дошкольного возраста
Сущность, содержание понятия и особенности самооценки детей в дошкольном возрасте. Методы изучения самооценки и анализ результатов исследования. Корре...

Исследование развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Теоретические основы изучения личностной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, особенности самооценки детей. Методы иссл...

Психологические характеристики младших школьников: самооценка, уровень тревожности
Понятие самооценки и тревожности в психологической литературе. Проведение психодиагностического исследования по определению успешности в учебной деяте...

Организация психодиагностического обследования уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Комплексная диагностика уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, разработка психокоррекционной программы, направленной на снятие тревож...