Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Архетипы и их влияние на личность

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность понятия "архетип", история появления термина. Самость, персона, тень. Образ души (Анимус и Анима). Принципы взаимодействия архетипов с личностью и механизмы влияния на неё. Индивидуация как процесс духовного созревания. Старшие арканы таро.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность данной работы обусловлена широким употреблением в различных, в том числе и научных, источниках понятия «архетип», значение которого представляется расплывчатым как широкому кругу читателей, так, зачастую, и в профессиональной среде психологов. Происходит некое смешение понятий «архетип», «образ», «символ», «знак», «психологический тип» и т. д., что искажает понимание текста, в котором данные термины употребляются. Между тем явление «архетипа» представляет несомненную важность для профессионалов, область которых - человеческая психика. Через концепцию архетипов и их взаимодействия с эго могут быть лучше поняты многие процессы, происходящие в духовном мире как пациента, так и самого практикующего психолога/психотерапевта.

Исчерпывающую информацию об архетипах можно получить, читая труды К.Г. Юнга - психиатра, основателя школы аналитической психологии (начало прошлого века), благодаря которому понятие «архетип» стало широко употребляться в профессиональной среде психологов и психотерапевтов.

Однако обширное количество его книг и непростой стиль изложения, захватывающий, полный исторических, литературных, философских и теологических отступлений, требуют немалого времени для переработки материала и вычленения данных по интересующему вопросу.

В связи со всеми этими обстоятельствами данная работа была направлена как на очередное, более глубокое прояснение для себя понятия «архетип», так и на лаконичное, полезное читателям изложение этого вопроса. При написании работы были привлечены как труды самого К.Г. Юнга, так и современные литературные источники, в которых рассматривается данная тема.

Цель работы: на основании имеющихся научных источников изучить понятие «архетип» и механизмы влияния архетипов на личность.

Задачи:

прояснить определение архетипа, изучить историю появления термина,

перечислить основные архетипы и их значение,

описать принципы взаимодействия архетипов с личностью и механизмы влияния на неё,

определить преобладающие архетипы россиян,

описать последовательное появление архетипов на пути индивидуации,

изучить взаимосвязь архетипов и старших арканов таро.

Понятие «архетип»

Архетип (от греч. БсчЭфхрп - первообраз) - универсальные, изначальные, врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений [7, 15, 21]. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики религий, мифов, легенд и сказок [17]. Термин «архетип» был введён Карлом Густавом Юнгом. Он предположил, что кроме сознания человека (эго) и личного бессознательного («ид»; «оно»; хранилище вытесненных эмоций, чувств и травмирующих воспоминаний) в структуре человеческой психики есть и более глубокий слой - коллективное бессознательное. Оно одинаково у всех людей и является вместилищем общечеловеческого опыта, который передаётся из поколения в поколение. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы - первообразы. Юнг писал о них, как о моделях и образцах инстинктивного поведения, врождённых паттернах, которые подталкивают людей воспринимать действительность и реагировать на события жизни определённым образом. Это своего рода первичные представления о мире, жизни и человеческих отношениях, которые являются базовыми, как инстинкты у животных, и не зависят от уровня образованности.

По словам Юнга, коллективное бессознательное тождественно себе, поэтому оно есть в каждом как сверхличностная, прирожденная духовная основа. Специфика содержания коллективного бессознательного заключается в его принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Психическое содержание коллективного бессознательного, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина.

Юнг пришел к идее существования архетипов, исследуя сны, грёзы, рисунки и галлюцинации своих пациентов. В них он обнаруживал древние символы, мифологические фигуры и образы, причём всплывали они даже у тех, кто никогда не видел их прежде, абсолютно не интересовался историей древних цивилизаций и не знал мифологию. Они появлялись как безусловное знание. Другим доказательством своей теории Юнг считал то обстоятельство, что сказки, легенды, религиозные тексты разных народов мира строятся на одних и тех же сюжетах - историях о любви, верности, предательстве, возмездии, непорочном зачатии, смерти, и воскрешении. Мы видим в них и схожих персонажей, соответствующих архетипам Бога, Дьявола, Мудрого Старца, Матери, Героя, Ребёнка и т.д. Присутствуя в фольклорном наследии очень далёких и часто изолированных друг от друга культур, они имеют также схожее эмоциональное и смысловое наполнение. «Существует столь же много архетипов, сколько и типичных жизненных ситуаций, - пояснял Юнг, - … Если в жизни случается нечто, что соответствует архетипу, то последний активизируется; и наступает неодолимое понуждение, которое, наподобие инстинктивной реакции, берёт верх вопреки рассудку и воле…» [20]. Собственно в этом и состоит механизм действия архетипа. Так, оказываясь в ситуации борьбы, когда нам нужно противостоять чему-то или кому-то, мы можем обнаружить в себе некие качества (например, смелость, склонность к самопожертвованию), которые появились в нас не в результате воспитания или научения. Это и есть проявление «первичных психических инстинктов» - архетипов. В данном случае мы можем говорить о влиянии архетипа Героя.

Архетипам «характерны не смысловые, а чисто формальные черты, которые также очень ограничены. Первичные образы приобретают смысловые черты только тогда, когда проникают в сознание и наполняются материалом сознательного опыта. …Архетип сам по себе есть пустой, формальный элемент, попросту способность оформить, априорная возможность зрительного оформления» [17]. Архетипы не подвластны коррекции сознания, поэтому им характерны мифологические символические черты. Архетипы не являются оформленными мифами, но отражают отдельные «составные» части мифа, например, архетип Отца, архетип Матери или образ Млаленца [4, 17].

Соприкасаясь в процессе жизни с разными архетипами и через это открывая содержание своего бессознательного, человек проходит путь самопознания и приятия себя во всех проявлениях, ведущий к открытию своего истинного «Я», своего полного потенциала. Юнг называл это «открытием своей Самости», или индивидуацией [22].

Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие критерии [15, 17, 21]:

Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п.

Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).

Архетип должен восприниматься доосознанно, а не вследствие научения.

Архетип, отражённый в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).

Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.

Архетип должен иметь устойчивость, или сопротивляемость к попыткам исказить его структуру.

Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.

Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.

Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».

Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.

Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.

Архетипы обладают собственной специфической энергетикой и инициативой, заключают в себе определённый способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в неё, возможно, искажая истинные намерения человека.

Архетип - самостоятельная область психики.

Справедливости ради необходимо отметить, что Юнг - не первый, кто вышел на понятие, которому дал имя «коллективное бессознательное». В известной мне славянской традиции, уходящей корнями в дохристианскую эпоху, существует описание «хранилища» («архива»), являющегося внешней «оболочкой», а точнее, самым протяжённым телом, которое индивидуально для каждого живого существа, но одновременно с этим имеет общие, одинаковые для всех границы [2]. И у каждого это тело вмещает в себя всё, что существует в мироздании. Наверняка, в традициях других народов существует схожее описание этого явления. Возникает аналогия с современным понятием «голограмма», где каждая часть содержит в себе целое [5].

Созвучным школе аналитической психологии К.Г. Юнга является направление «Архетипическая психология», созданное Джеймсом Хиллманом в последние десятилетия XX века [14]. Отличие архетипической психологии от юнговской школы в некоторых теоретических тонкостях, связанных с теорией самости. Если, по мнению Юнга, существует...

Другие файлы:

Влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся
Деятельность и её влияние на личность. Общая характеристика и особенности ведущей деятельности. Влияние ведущей деятельности на личность. Выявление за...

Взаимное влияние индивида и коллектива друг на друга
Основные линии взаимодействия: влияние личности на коллектив и коллектива - на личность. Авторитет, руководство, лидерство - выражение влияния личност...

Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин
"Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин" - это психология мужчины с точки зрения женщины. Познавая архетипы богов, вы можете более...

Влияние личностных особенностей командира на психологическую атмосферу в группе военнослужащих
Личность и структура ее психических свойств. Понятие о характере. Личность командира и ее влияние на психологический климат воинского коллектива. Усло...

Святитель Игнатий. Его жизнь,личность и морально-аскетические воззрения
Описание: Серьезный и вдумчивый труд Леонида Соколова раскрывает духовно одаренную личность Свт.Игнатия,анализ его творений и влияние на современников...