Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ уровня развития и особенности сенсорно-перцептивной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью и возможные пути коррекции

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы. Ощущение и восприятие как психические процессы: характеристика и свойства. Развитие сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках по предмету "Человек и мир".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА"

Кафедра коррекционной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу “Методика преподавания “ЧиМ”

Анализ уровня развития и особенности сенсорно-перцептивной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью и возможные пути коррекции

Майкова Анна Фёдоровна,

студентка 32 гр.

педагогического факультета

Научный руководитель:

Грищенко Анна Викторовна

Витебск, 2011

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы изучения сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
  • 1.1 Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы
  • 1.1.1 Ощущение как психический процесс. Общая характеристика, основные свойства
  • 1.1.2 Восприятие. Общая характеристика, основные свойства
  • 1.2 Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Экспериментальное изучение сенсорно-перцептивной сферы младших школьников интеллектуальной недостаточностью
  • 2.1 Содержание и методика констатирующего эксперимента
  • 2.2 Результаты эксперимента и анализ полученных данных
  • Выводы по главе 2
  • 3. Развитие сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках по предмету "Человек и мир"
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Человек познает окружающий мир через зрение, слух, обоняние, осязание и другие психическое процессы. Набор сформированных образов хранится в памяти, составляет часть индивидуального опыта человека. Социальная среда, общество предъявляют ребёнку с проблемами в развитии требования, касающиеся умения адекватного восприятия и понимания мира, людей, их деятельности. А у школьников с интеллектуальной недостаточностью сенсорно-перцептивная сфера недоразвита, запас образов и их словесных значений беден, представления и знания о предметах нечёткие, слабо дифференцированные. (Л.М. Шипицина, Т.Л. Лещинская, И.М. Соловьёв, Т.В. Варенова, А.Р. Лурия, И.Ю. Левченко). [3, с.24]

Выявление общих и специфических закономерностей развития сенсорно-перцептивной сферы таких школьников, учёт и анализ диагностических данных позволяет выстроить процесс обучения и воспитания оптимальным образом. [5]

Соответственно, возникает проблема своевременной диагностики уровня развития данной сферы у детей, выявление её качественного своеобразия и на основе этого - определение путей коррекции, что будет способствовать более успешному развитию личности ребенка в целом, а так же его социальной адаптации и интеграции в общество.

Выбранная тема имеет большую социально-практическую значимость, т.к. данные об особенностях сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью являются фундаментом построения деятельности педагогов, обеспечивают разработку направлений коррекционной работы, обеспечение дифференцированного подхода к обучению и воспитанию данной категории детей. А сенсорно-перцептивная сфера, в свою очередь, является основой всей психической деятельности человека, уровень её развития влияет на формирование и развитие высших психический функций. [11]

Цель исследования по данной теме - выявить уровень развития и особенности сенсорно-перцептивной сферы младших школьников школьников с интеллектуальной недостаточностью и возможные пути коррекции на материале предмета "Человек и мир".

Объект исследования - сенсорно-перцептивная сфера младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования - возможности коррекции сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале предмета "Человек и мир".

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью.

2. Подобрать комплекс диагностических методик для выявления уровня развития зрительного, слухового восприятия детей с интеллектуальой недостаточностью школьного возраста.

3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления особенностей сенсорно-перцептивной сферы у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

4. Проанализировать содержание программы и учебных пособий по предмету "Человек и мир"

5. В соответствии с полученными данными разработать возможные пути коррекции сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в рамках предмета "Человек и мир".

Методы исследования:

· Изучение и анализ научной и практической литературы

· Констатирующий эксперимент

· Метод математической обработки данных [7, 16]

сенсорный перцептивный интеллектуальная недостаточность

Таким образом, приведенные аргументы являются достаточным обоснованием актуальности выбранной тематики, что в комплексе с разработанной научно-теоретической основой (цель, предмет, объект исследования, методы исследования) позволит продолжать работу над практической реализацией поставленных задач.

Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы изучения сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью

1.1 Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы

1.1.1 Ощущение как психический процесс. Общая характеристика, основные свойства

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами.

Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития. Г. Гельмгольц считал, что ощущения возникают в результате воздействия предметов на органы чувств, но считал, что возникающие вследствие этого воздействия психические образы не имеют ничего общего с реальными объектами. Человек не может воспринимать объективный мир, и единственной реальностью являются субъективные процессы, отражающие деятельность его органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые "элементы мира". [13, с.60-65]

Выделяют основные свойства и характеристики ощущений:

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. [13, с.70-78]

Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Степень чувствительности. Человеческие органы чувств - удивительно тонко работающие аппараты. Так, академик С.И. Вавилов экспериментально установил, что человеческий глаз может различать световой сигнал в 0,001 свечи на расстоянии километра. Энергия этого раздражителя настолько мала, что потребовалось бы 60 000 лет, чтобы с его помощью нагреть 1 см3 воды на 1°. Пожалуй, ни один физический прибор не обладает такой чувствительностью. [12...

Другие файлы:

Особенности коррекции сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
Нас окружают люди, предметы, вокруг постоянно происходят события, мы участвуем в различных ситуациях. Это все то, что называется окружающим миром, или...

Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью
Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Разработка методики развития сенсорных процессо...

Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ (специальное дошкольное учреждение)
Актуальность темы. Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные З.М.Богуславской, Л.С.Венгером...

Преодоление произносительных расстройств у детей с нарушением интеллектуального развития
Проблема состояния и коррекции речи детей с интеллектуальной недостаточностью в научной литературе. Особенности речевых нарушений у детей с интеллекту...

Возможности использования музыки в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Основные характеристики эмоционального развития детей дошкольного возраста. Особенности развития и проявления эмоций у детей с интеллектуальной недост...