Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Шпаргалка по Педагогике и психологии

Тип: шпаргалка
Категория: Психология
Скачать
Купить
1.Педагогика как наука: объект, предмет, функции, категории.Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" ("пайд" - "дитя", "гогос" - "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение".Тем самым педагогика – это наука о воспитании и образовании.Педагогическая наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности.Педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина,  имеющая свой объект и предмет изучения.Объект педагогикиОбъектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику, а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Объект - предмет познания и деятельности человека, субъекта.Предмет педагогикиПредмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни..Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся,  установление условий и причин, их обеспечивающих;прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендацийрефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:1) передает опыт, накопленный человечеством;2) вводит в мир культуры;3) стимулирует к самовоспитанию;4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.В свою очередь воспитанник:1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;2) работает над собой;3) обучается способам общения и манерам поведения.В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.При этом учитель:1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).В свою очередь ученик: 1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.Таким образом, диалектическое отношение «обучение - воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.Третья категория педагогики — «образование» — понимается как: 1) ценность развивающегося человека и общества;2) процесс обучения и воспитания человека;3) как результат последнего;4) как система.Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.- одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Наука - это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета.Известно, что каждая наука имеет свой предмет исследования. Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории.2.В систему педагогических наук входят :1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и отличий.4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) разделяется на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи - логопедия.6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметно...
Другие файлы:

Шпаргалка по Психологии и педагогике 2

Шпаргалка по психологии и педагогике Резепов И

Шпаргалка по психологии и педагогике.
М.: ТК Велби, 2005 - 48 с. Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Психология и педагогика». Досту...

Психология и педагогика
На примере современных достижений отечественной и мировой психологии и педагогики рассматриваются: основы научно-психологического и научно-педагогичес...

Психология и педагогика.
3-е изд. - М.: 2010. - 544 с. М.: 2001. - 423 с. На примере современных достижений отечественной и мировой психологии и педагогики ра...