Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов
Министерство общего и профессионального образования РФТюменский областной государственный институтразвития регионального образованияКафедра практической психологииДипломная работаИсследование факторов эмоционального выгорания педагогов Исполнитель: Митченко Л.Э. Научный руководитель: к. п. н., доцент Просекова В.М. Тюмень 2003 г. Министерство общего и профессионального образования РФТюменский областной государственный институтразвития регионального образованияКафедра практической психологииДипломная работаИсследование факторов эмоционального выгорания педагогов Подпись исполнителя______________________________ Подпись научного руководителя_____________________ Подпись рецензента _______________________________ Подпись заведующего кафедрой_______________________ Тюмень 2003 г. ОГЛАВЛЕНИЕСтр.Введение……………………………………………………………………………4Глава 1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога..6 Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………9Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16Требования профессии к личности педагога……………………………….24Учитель в напряженных условиях……………………………………….28Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33Выводы…………………………………………………………………………...37Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39 Гипотеза исследования…………………………………………….39 Цели и задачи исследования………………………………………392.3 Методики исследования…………………………………………...392.4 База исследования………………………………………………….412.5 Результаты исследования и их анализ……………………………422.6 Выводы……………………………………………………………..64Заключение…………………………………………………………………..65Литература…………………………………………………………………...66Приложения………………………………………………………………….68 ВВЕДЕНИЕ Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность на наш взгляд приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диаде “учитель-ученик”. Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмо...