Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Синдром "эмоционального выгорания"

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Определение сущности феномена "выгорания". Эмпирическое исследование влияния социально-психологических факторов (личностных, ролевых, организационных) на формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социального работника.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Й. Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социального работника

1.1 Содержание профессиональной деятельности социальных работников и личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы

1.2 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания

1.3 Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания и деформацию личности специалиста по социальной работе

Выводы по первой главе

ЙI. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и эмоционального выгорания

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания социальных работников

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования взаимосвязи личностных особенностей и синдрома эмоционального выгорания у социальных работников определяется, с одной стороны, требованиями современной практики социальной работы, а с другой - необходимостью обеспечения квалифицированной, профессиональной социальной помощи нуждающимся группам населения. Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек -- человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором». Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации к труду специалистов по социальной работе и профилактики синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности. Таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой.

Над проблемами эмоционального выгорания работали следующие психологи: Г.Селье, Р.П.Мильруд, К.Маслач, В.В.Бойко, Д.Трунов, В.Е.Орел, Л.М.Митина, Н. В. Кузьмина, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, В.Д.Шадриков, М.И.Лисина, А.И.Сильвестров, Е.В.Субботский, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина и др.

Проблема заключается в том, что настоящее время недостаточно исследований, посвященных изучению профессиональных деформаций социальных работников и как следствие - мало рекомендаций по предотвращению деформаций личности. Исходя из этого, мы определили цель работы.

Целью работы является изучение степени выраженности «эмоционального выгорания» и определить его взаимосвязь с личностными особенностями у социальных работников.

Задачи:

- изучить теоретические подходы к проблеме синдрома эмоционального выгорания в трудах зарубежных и отечественных авторов;

- определить сущность феномена «выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности личности;

- исследовать влияние социально-психологических факторов (личностных, ролевых, организационных) на формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социального работника;

- исследовать взаимосвязь личностных особенностей и эмоционального выгорания у социальных работников.

Объект исследования - личностные качества социальных работников и особенности эмоционального выгорания.

Предмет исследования - взаимосвязь эмоционального выгорания и личностных особенностей у социальных работников.

Гипотеза исследования - предполагаем, что существует взаимосвязь между особенностями личности социального работника и проявлением у него эмоционального выгорания.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические методы анализа данных:

изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики.

2. Эмпирические: тестирование. Для исследования эмоционального выгорания и личностных особенностей социальных работников были использованы следующие методики:

a) Методика многофакторного исследования личности (Р.Кеттелл).

b) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.

c) Диагностики профессионального выгорания А.А.Рукавишникова.

d) Методика диагностики стрессоустойчивости социальной адаптации Холмса и Раге.

3. Методы обработки данных: метод Пирсона для выявления корреляционных связей.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что на основе полученных результатов можно осуществить эффективную работу по психопрофилактике эмоционального выгорания социальных работников. Опираясь на психологические критерии, учитывая личностные особенности, можно правильно организовывать работу по профориентации и профотбору.

Эмпирическая база. Исследование проводилось на базе Службы социальной помощи семье и детям г.Давлеканово Республики Башкортостан. В исследовании приняло участие 40 человек, сотрудники службы социальной защиты населения.

Структура выпускной квалификационной работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в которые включены 6 таблиц, 3 диаграммы, выводов, заключения, списка использованной литературы, включающего 51 источник, и приложения.

Й. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

1.1 Содержание профессиональной деятельности социальных работников и личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы

эмоциональное выгорание социальный психологический

Профессия - род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретённых в результате углублённой общей и специальной подготовки и опыта работы. Логика развития профессии такова, что первоначально навыки возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Решается задача подготовки кадров. Практической деятельности специалиста даётся научное обоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов, монографий, учебно-методической литературы, в создании профессиональных организаций.

Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры.

В России социальная работа появилась в период проведения Земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так.

Функции социального работника выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста.

Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства этих людей. В XX веке в СССР функции социальных работников выполняли представители коммунистической партии и профсоюзов, а также работники различных ведомств социальной сферы.

Обучение социальной работе как профессии в России началось в конце 80-ых гг. XX века. Тогда же появилась новая интегративная профессия «социальная работа» со множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчинённости. Профессии «социальный работник» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте-апреле 1991 года и созданы для решения социальных проблем человека и общества.

Сегодня профессию «социальная работа» представляет веер специализаций: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог; социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с группами риска, медицинский социальный работник и др.), либо в определённых учреждениях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях, организация социальной работы).

Современные социальны...

Другие файлы:

Влияние личностных факторов на синдром эмоционального выгорания педагогов
Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетен...

Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Изучение подходов к определению эмоционального выгорания как специфического результата действия стресса. Ключевые особенности профессии учителя, связа...

Синдром эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания как реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсив...

Синдром эмоционального выгорания
Психологические особенности синдрома эмоционального "выгорания" в профессиональной деятельности педагога, его общая характеристика и симптомы. Условия...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у социальных работников
Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические ос...