Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психология одаренных детей

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психология одаренных детей.Предмет – особенности развития способностей. Задачи – 1 - создание теоретических моделей феномена одаренности, 2 – разработка соответствующего инструменталя, 3 – обобщение эмпирических данных по детской одаренности. Одаренность это уникальное проявление в процессе и результате деятельности. Подходы в разделении способности и одаренности: 1 – рассматривается через уровень развития способностей. 2 – одаренность нужно изучать от ее феноменальности. Одаренные люди обладают особым набором качества, потребностей, идей и так далее. Круг проблем:1) Соотношение понятий способность и одаренность2) Изучение корней феномена одаренности. 3) Психологическое сопровождение одаренного ребенка. 4) Что является доказательством одаренности. Цивилизация это прогресс вещей (материального мира). Культура это прогресс духовности. Проблеме детской креативности в зарубежной психологии. В зарубежной психологии оценка одаренности строится на оценке данных критериев. Гилфред: выделил основные факторы креативности – интеллектуальная, творческая инициатива (направленность на выход за рамки поставленных задач); широта категоризации (отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов); беглость мышления (богатство и разнообразие связи); оригинальность мышления (самостоятельность необычность). Тест творческих способностей Торенса, для детей и взрослых. 1 – усовершенствование предметов (измени данную игрушку так чтобы с ней было интересно играть),2 – использование предметов в другом качестве (предлагается перечислить вариант использования), 3 – необычное использование предметов, 4 – геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники – надо назвать как можно больше реально существующих предметов, по форме в состав которых входят эти фигуры), 5 – а - спроси угадай (взять любую картинку – например есть следы людей, можно задать вопрос «что не видно на картинке») вариант б – придумать как можно больше названий этой картинке, в – перечислить как можно больше причин возникновения ситуации на картинке, г – назови как можно больше вариантов того, как будет разворачиваться ситуация. Тейлер сформулировал и изучил творческий продукт, он выделил уровни творческого продукта. Он выделил уровни:1 уровень – уровень изображенной креативности (ребенок проявляет свое знание, умение, чувства в разных видах деятельности), 2 уровень – уровень продуктивной креативности (ребенок проявляет готовность и способность использовать имеющиеся знания),3 уровень – уровень изобретения (на основе гибкости мышления, это способность устанавливать необычные связи), 4 уровень – уровень новаторства (принципиально новый элемент, или способ решения проблем). Проблема детской креативности в детской психологии. (дошкольник – младший школьник). Юрькевич «одаренные дети». Высокий уровень познавательного интереса как критерий одаренности. Методики на определение познавательного интереса. Состоит из 6-ти блоков. Проходит в форме беседы. Берется протокол. 1 – называние ситуации и уточнения, 2 – диагностический вопрос, 3 – ответы ребенка (3-5). 1) волшебник «представь, что перед тобой появился волшебник. Волшебник это тот кто может творить чудеса и исполнять желания» / если бы ты встретил такого волшебника, то какие бы три желания ты попросил исполнить / ответ (только познавательные желания)2) ковер самолет «представь, что однажды ты просыпаешься, а перед тобой оказался ковер самолет. Он может отнести тебя как удобно далеко и высоко. Ты можешь взять с собой кого угодно» / в какие 3-5 мест ты бы отправился на ковре самолете / ответ (только новые места)3) волшебная книга «представь, что перед тобой книга, она необычная, а волшебная. В этой книге собраны все сказы и рассказы, которые были и будут написаны людьми» / какие три сказки ты бы хотел послушать. / ответ (выделяются познавательные потребности в новом). 4) волшебный компьютер «представь, что перед тобой волшебный компьютер, который может материализовать любой предмет или …….. этот компьютер может сделать для тебя любой предмет. Этот предмет или вещь может быть обычной или необычной. / ответ5) мудрец «представь, что перед тобой оказался мудрец. Мудрец это человек который прочел все книги и знает ответы на все вопросы» / Какие бы три вопроса ты задал мудрецу / ответы6) волшебный день «представь, что ты проснулся, а мама тебе говорит, что сегодня необычный день и ты можешь делать все что захочешь» / чтобы ты стал делать в такой день. / ответы (подчеркиваются новые познавательные потребности). Коэффициент – подсчитывается количество подчеркнутых ответов: 18:6 = 20%Проблемы детской креативности. Вопросы: соотношение врожденного и социального; генезис творческой деятельности; механизмы развития креативности; время появление способности заниматься творческой деятельностью. Исследования Обуховой и Чурбановой «творческие способности детей»: операция замещения – творческие способности обнаруживаются, когда у ребенка появляется символ (в начале 2 года жизни). Игравая деятельность рассматривалась ими как первая творческая деятельность (но наблюдается эффект – замещение ситуации). Творчество – символическое замещение реальности. Исследования Фраткина и Славина: дополнительно исследование изобразительную деятельность детей. Замещение является фундаментальным механизмом, и добавили операцию обобщения. Человек не просто замещает, но и обобщает. Агллюцинация – склеивания частей. Исследования Беракса: творческий акт – как акт интеллектуальный. Противоречивые проблемные ситуации. Творческое мышление всего лишь разновидность диалектического мышления. К 5-ти годам появляется поиск противоречий. Звенья процесса создания ППС: 1 – предвосхищение изменений ситуаций в плане образа; 2 – синтезирование предвосхищающего образа отражающего наличия в ситуации взаимоисключающих свойств и отношений к предмету; 3 – осознание противоречивости ситуации; 4 – осознание непригодности выбранной системы интерпретации, в силу невозможности его адекватного применения, и создание новой системы интерпретации. Подьяков: процесс творческого развития это перевод знаний из неотчетливых в отчетливые. Исследования Малерчук: старшие дошкольники. Выводы: 1 - творческое мышление это особый вид мышления, имеющий системный характер, и позволяет совершать продукт...
Другие файлы:

Особенности обучения и воспитания одаренных детей
Определение понятия одаренность и одаренный ребенок. Практические аспекты обучения и воспитания одаренных в условиях дополнительного образования детей...

Психолого-педагогическое выявление индивидуальных задатков одаренных детей в семье
Рассмотрение понятия одаренности; методы ее выявления и диагностики. Личностные особенности детей-вундеркиндов. Ознакомление с принципами организации...

Психологическое сопровождение одаренных детей
Понятие и основные категории одаренности детей. Рекомендации к психологическому сопровождению одаренных детей. Реализация президентской программы "Ода...

Проблема одаренных детей
Выявление одаренных и талантливых детей в областях науки и искусства. Анализ отношения окружающих к таким детям, особенностей их адаптации в обществе....

Особенности обучения и воспитания одаренных детей
Понятие одаренности детей: жизнь в школе и проблемы социализации. Кризисы детской одаренности. Особенности обучения одарённых детей, основные задачи р...