Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Особенности обучения и воспитания одаренных детей

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие одаренности детей: жизнь в школе и проблемы социализации. Кризисы детской одаренности. Особенности обучения одарённых детей, основные задачи работы с ними. Пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Особенности обучения и воспитания одаренных детей

Содержание

  • Введение
  • Раздел I. Понятие, развитие и проблемы одаренности, социализация одаренных детей
  • 1.1 Понятие одаренности
  • 1.2 Жизнь одаренных детей в школе, проблемы их социализации
  • 1.3 Кризисы детской одаренности
  • Раздел II. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
  • 2.1 Особенности обучения одарённых детей
  • 2.2 Основные задачи работы с одаренными детьми
  • 2.3 Oсновные пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей
  • Выводы
  • Список использованной литературы

Введение

Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т.е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы, и т.д.

Превышение средневозрастных норм на стадии "приема" информации сочетается с отличной памятью и ранним языковым развитием, способствующими накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации. Кроме того, одаренных детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Вместе с тем, им, как правило, не достает эмоционального баланса, они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.

Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ. Для определения способностей и одаренности используются специальные методики. Долгие годы интеллект рассматривали как главный показатель одаренности. В настоящее время обозначились две основные тенденции в исследовании детской одаренности: все большее внимание привлекают так называемые "неинтеллектуальные" факторы интеллекта (т.е. значение тех или иных качеств личности для развития способностей), и усиливается интерес к природным предпосылкам интеллекта.

Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых. Иногда одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки.

Мнение о том, что одаренные дети способны сами разрешать трудные ситуации, особенно вредно в период интенсивного формирования личности (возраст от 2 до 7 лет). Время поступления в школу, период отрочества и т.д., когда особенно ярко возможны проявления законов гетерохронности (неравномерности) индивидуального развития, могут оказаться периодами наибольших стрессов для одаренных детей. Особую проблему представляет сочетание одаренности с ранними проявлениями у детей психической патологии, в том числе наследственно обусловленной.

Раздел I. Понятие, развитие и проблемы одаренности, социализация одаренных детей

1.1 Понятие одаренности

Основное содержание одаренности составляют способности, от которых зависят затраты времени и усилий для достижения результата. Каждый ребенок имеет определенные способности к тому или иному виду деятельности или знаний. Способности могут иметь общий характер (вербальные, академические, креативные, образное мышление, абстрактно-логическое мышление и т.д.) или частный (математические, литературные, шахматные, кулинарные, техническое мышление и др.). Общие способности лежат в основе частных.

Одаренные дети отличаются неравномерностью своего развития. В частности, у них „недетское” мировоззрение. Ценностные ориентации и т.п. Их интересы, взгляды, а также проблемы, которые их волнуют, являются нетипичными для их сверстников. Вместе с тем, в других сферах жизни (например, в быту) они на оборот, психологически младше своего возраста. В целом многие из них из них характеризуются пониженной адаптивностью, недостаточной социализацией, повышенной сенситивностью, своеобразной „Я” - концепцией. Следовательно, такие дети требу ют особого внимания и помощи психологов, специализирующихся на проблеме одаренности.

Каждый одаренный ребенок в значительной мере уникален. Тот комплекс качеств и способностей, которыми каждый из них обладает, является своеобразным и неповторимым. Каждый одаренный принципиально отличается не только от окружающих, но и от иных одаренных. Такой ребенок - единичное явление, и его непохожесть на других нуждается в положительном принятии окружающих, а также в наставнике, который сопровождал бы ребенка в его личностном, интеллектуальном, моральном, социальном, личностном развитии.

Одаренность является сложным, разносторонним и динамичным явлением. Следовательно, методы выявления одаренности должны быть разнообразными, гибкими, основываться на специфичности содержания качеств и признаков, степени их выраженности, включать в себя различные критерии оценки одаренности.

Методы диагностики, выявления одаренных должны быть адекватны этой категории детей, чувствительны к наличию у них одаренности. Современные психодиагностические методы в своей массе не отвечают этим требованиям. Различными исследователями выявлены причины этого:

с одаренностью связаны процессы, мало изученные современной психологией: непроизвольный самоконтроль, интуиция, специфические состояния сознания и т.п.;

тесты достижений ориентируются на результат в то время как сами одаренные ориентируются на процесс (а также средства, условия) деятельности, что обусловлено их особой мотивацией;

большинство традиционных психодиагностических методик в своим содержании задают ограниченные рамки условий или возможных вариантов реакций (ответов, решений) испытуемого, тога как готличительной особенностью одаренности есть способность к внеситуативному поведению и инициативность (которое имеет внутреннее происхождение и не сводится к реакциям на внешние стимулы);

нормирование психодиагностических тестов как правило проведено на выборках из „обычных, нормальных” и рассчитаны на применение среди широких категорий испытуемых;

подавляющее большинство психодиагностических средств могут выявить лишь отдельные признаки одаренности, вместе с тем одаренность в полной мере может проявиться лишь в деятельности.

В силу того, что основное содержание одаренности составляют способности, психологические критерии и методы выявления одаренных детей имеют большое значение. Однако комплексный поход к проблеме одаренности предполагает обязательное использование также педагогических критериев и методов, а также анализ результатов деятельности в течение некоторого периода времени. Тем самым система работы по выявлению одаренности у школьников может включать компоненты (направления):

психодиагностические методы, чувствительные к одаренности (и отвечающие теоретической модели одаренности);

экспертные оценки педагогов наличия и степени способностей;

изучение продуктов определенной деятельности (после включения их в такую деятельность, например, научно-исследовательскую);

экспертные оценки специалистов проявления детьми своих способностей в данных сферах;

лонгэтюдные исследования проявления и динамики одаренности.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

1. Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей. При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это...

Другие файлы:

Особенности обучения и воспитания одаренных детей
Определение понятия одаренность и одаренный ребенок. Практические аспекты обучения и воспитания одаренных в условиях дополнительного образования детей...

Одаренные дети: особенности их развития и воспитания
Понятие и характеристика одаренности, история ее изучения и специфика проявления в детском возрасте. Особенности психосоциального и физического развит...

Воспитание одаренных детей в системе дополнительного образования
Определение понятий способность, одаренность. Способности человека как психологические свойства личности. Воображение как один из компонентов таланта....

Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе
Проблема одаренности, ее исследование в психолого-педагогической литературе. Особенности психологии одаренных детей, проблемы и задачи их обучения. Пр...

Особенности обучения и воспитания одаренных детей
Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и развитие одаренных...