Классификация методов психологических исследований, предложенную Борисом Герасимовичем Ананьевы
Киселева А.С.Семинар №1– методы исследования.1. Раскройте классификацию методов психологических исследований, предложенную Борисом Герасимовичем Ананьевым. Классификация методов1. Организационные методы:сравнительный метод, -сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,лонгитюдный метод, -когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, - до десятков лет.комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.2. Эмпирические методы. основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. Наблюдение,- непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация организационных явлений и процессов.Самонаблюдение - наблюдение человека за внутренним планом своей собственной психической жизни, с последующей фиксацией ее проявлений (т.е. фиксацией переживаний, мыслей, чувств и др.).Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительностиОпрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, аттитюдах, мнениях и оценках членов организации, мотивах их поведения, организационном климате и т. д.3. Методы обработки данных.методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.4. Интерпретационные методы.Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.Генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития.Структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.2. Методы, используемые в исследовании организационного поведения оформить в виде таблицы.Рекомендуемая литература:Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: «Флинта» МПСИ, 2000. –647 стр.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.Психология для студентов вузов. / Под общ. Ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2005. – 560 с.Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с.Семинар №2. – Поведение индивида и группыПонятие, причины поведения Группа — это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретные цели.Формула поведения и привести примерРолевое поведение в организацииСущность теории интеракционизма (ролевой теории) Дж. Мида. Символический интеракционизм (Дж.Мид) также как феноменология, исходит из утверждения первичности межличностных взаимодействий. В центре внимания данной перспективы – человек с его субъективным социальным знанием. В основе концепции – оригинальная теория Дж. Мида о человеческой эволюции. Ее фундаментальный вопрос: что отличает человека от животных? По мнению Дж. Мида, у человека отсутствует развитая система инстинктов как основных регуляторов поведения. Вследствие этого человек обрел способность изобретать и применять символы. Это стало основой для сознательного приспособления к окружающей среде, сознательного поведения и самонаблюдения. Дж. Мид выделяет две ступени социального взаимодействия (интеракционизма): 1) общение при помощи жестов; 2) символически опосредованное общение. Общение посредством жестов представляет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отдельному жесту (движению) можно восст...