Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Употребление наркотиков как фактор девиантного поведения подростков

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ВведениеВ настоящее время психологи отмечают, что происходящие перемены (политические, экономические, этнические и др.) вызывают у людей бурные эмоциональные переживания. Современное поколение оказалось не приспособленным к условиям постоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности. К сожалению, педагоги и родители, поставленные в условия новой социально-стрессовой реальности, не могут оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями, навыками и социально-адаптивными моделями поведения. Это привело к тому, что выработка новых форм поведения у молодых людей происходит стихийно, бессистемно.Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре (например, в религиозной секте), наркомания, суициды.Подростки не имеют определенных жизненных навыков, позволяющих самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый и эффективный жизненный стиль без дезадаптивных форм поведения. Они еще не готовы противостоять социальному давлению и поступают так, как принято и модно. Вследствие этого, они чаще используют саморазрушающие пути совладания со стрессом – употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку. Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана данная тема курсовой работы. Цель работы является изучить девиантное поведение на примере наркозависимости.Предмет исследования: мотивационные и личностные факторы, способствующие формированию наркотической зависимости.В задачи работы входит:-Раскрыть понятие девиатного поведения-Рассмотреть различные теории происхождения этого понятия;-Освятить историю, основные понятия и виды наркомании;-Изучить влияние девиатного поведения на общество на примере наркозависимоти.Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрываются понятия и основные виды девиантного поведения. Во второй главе рассматривается девиантное поведения на примере наркозависимости. В конце работы приводится заключение и список использованной литературы.Глава 1. Исторические и теоретические аспекты девиантного поведения.1.1 Понятие девиантного поведения и определение причин девиации различными ученымиДевиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы:-агрессия,-аутоагрессия (суицидальное поведение),-злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение),-нарушения пищевого поведения (переедание, голодание),-аномалии сексуального поведения (девиации и перверсии),-сверхценныепсихологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный),-безнравственное и аморальное поведение,неэстетическое поведение.В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них. 1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху. 2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида. 3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведение...
Другие файлы:

Влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения
Семья как институт социализации. Основные стили семейного воспитания. Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подрос...

Влияние характера на девиантное поведение
Теоретические подходы к исследованиям девиантного поведения. Понимание нормы и девиантного поведения. Акцентуации характера как фактор девиантного пов...

Социальный дискомфорт в отношениях между членами семьи как причина девиантного поведения подростков
Воздействие социального дискомфорта в семейных отношениях на формирование девиантного поведения подростков. Технология социальной работы с детьми и по...

Особенности психологической коррекции девиантного поведения подростков в условиях семьи
Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения. Концепции девиантного и деликвентного поведения. Специфика семейн...

Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков
Теоретические основы изучения девиантного поведения как социально-педагогической проблемы. Причины возникновения и развития девиантного поведения у де...