Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности психологической коррекции девиантного поведения подростков в условиях семьи

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения. Концепции девиантного и деликвентного поведения. Специфика семейного воспитания, его влияние на поведение подростков. Главная цель методики "Незаконченные предложения".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические преобразования в стране, ухудшение материального положения большинства российских семей, снижение правовой и социальной защищенности людей, негативно отразились на благополучии подрастающего поколения, в значительной степени ослабили положительное воздействие на несовершеннолетних многих социальных институтов: семьи, общеобразовательных, культурных учреждений, спортивных организаций, средств массовой информации; резко активизировали процессы дегуманизации; создали предпосылки к поведенческим нарушениям, в частности девиантному поведению подростков.

Это проявляется в потере ценностных ориентиров, лежащих в основе личностной самореализации. В связи с этим психологическая поддержка и коррекция развития личности подростков является одним из важнейших аспектов социально-педагогической деятельности. Идеи развивающейся личности, став предметом психологического освоения, определяют направление исследовательского поиска в различных областях психологической науки и практики.

При анализе девиантного поведения именно в подростковом возрасте, необходимо сделать акцент на концепции возрастных кризисов, которые освещены в трудах Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна и др. Можно сказать, что возрастной кризис влияет на формирование девиантного поведения, так как увеличение доли подростков с девиантным поведением совпадает с началом подросткового кризиса. Это увеличение связано с проявлением особого типа трансформаций самой подростковой субкультуры. Чувство взрослости, занимающее одно из существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого, прибегая к девиантным формам поведения (алкоголь, наркотики, курение) как к особому «способу разрешения» кризисной ситуации.

В настоящее время, в подростковом возрасте наблюдается пик расстройств социального поведения, определяемый психическими особенностями подростка (возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями её осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразуещего фактора), падением субъективной ценности нравственного здоровья.

Можно с уверенность сказать, что в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением, и в большинстве случаев это причины чисто социальные (экономический кризис в стране, большой рост безработицы), но вместе с тем, как показывают исследования С.А. Беличевой, А.И. Захарова и других немаловажную роль в этом процессе играют недостатки семейного воспитания.

В сложившейся ситуации требуется переосмысление целей, ценностей, мотивов, эффективности средств и методов психологической коррекции подростков с девиантным поведением именно в групповой работе с родителями, т.к. часто девиантное поведение подростков формируется в условиях неблагополучных семей. Изучение психологической коррекции девиантного поведения подростков в условиях семьи так же связано еще и с тем, что зачастую именно в семье ребенок видит различные формы отклоняющегося поведения, проявляющихся в алкоголизме, наркомании, токсикомании, бродяжничестве, половом аморализме, хулиганстве, вандализме, суициде и др.

Все это свидетельствует об особой сложности выявления причин девиантного поведения и методов психологической ее коррекции подростков.

Возрастающее число подростков имеющих девиантное поведение, является наиболее важной причиной необходимости проведения глубоких научных исследований проблем подростковых девиаций и реформирования форм социальной и психологической поддержки в этой области.

Степень научной разработанности.

Девиантное (отклоняющееся) поведение несовершеннолетних, безусловно, вызывает интерес ученых (Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич), является предметом специального изучения и объектом социального контроля. Изучение девиантного поведения подростков предполагает междисциплинарный подход к данной проблеме, интеграцию психологических, педагогических, медицинских, правовых знаний о личности.

Работы ученых, исследующих девиации (Б.Н. Алмазов, Я.И. Гилинский, А.Б.Фомина), носят научно - исследовательский, академический характер.

Все научные исследования, по возникновению девиантного поведения в подростковой среде, а так же основные аспекты психологической коррекции подростков с девиантным поведением мы разделили по определенным направлениям и основным аспектам исследования.

Первую группу составляют философские, криминологические, социологические, психологические, исследования механизмов возникновения девиантного поведения подростков В.И. Абраменко, А.И. Селецкий, Я.И. Гилинский, М.Е. Позднякова, Т.А. Хагуров, В.В. Моисеева, Б.В Зейгарник, Б.С. Братусь, В.А. Кириллова, Ю.А. Клейнберг, А.Н. Личко, В.Д. Менделевич, Г. Олпорт, В.А. Худик, Д.И. Фельдштейн, Т.И. Шульга и др.

Вторая группа исследований посвящена изучению влияния социальной среды, в том числе и семьи на развитие подростка и организации профилактической работы в данной среде: Б.Н. Алмазов, С.В. Духновский, С.А. Кулаков, А.Л. Лихтарников, Е.Н. Чеснокова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева и др.

Третья группа исследований посвящена проблеме психологической коррекции и сопровождения подростков с девиантным поведением: А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, О.С. Газман, Райфшнайдер Т.Ю. и др.

Ими разработаны основные подходы к проблемам саморазвития и самоопределения личности, очерчены основные характеристики человека как субъекта собственной жизни, сделаны попытки показать теоретические и практические возможности психологической коррекции развития личности.

В последнее время, феномену психологической корреции девиантного поведения подростков отводится не последняя роль в научных исследованиях.

В данном направлении интенсивно разрабатываются новые образовательные и психологические технологии, направленные на психологическую поддержку личности и способствующих ее развитию (С.А. Беличева, А.И. Захаров, В.А. Худик и др.).

Анализ научных исследований позволяет констатировать, что до сих пор остается невыясненным вопрос о том, каковы аспекты психологической коррекции личности девиантного подростка, какие механизмы психологической поддержки в условиях семьи при этом могут быть использованы и каковы условия эффективности оказываемой психологической помощи.

Принимая во внимание анализ теоретических работ и сложившейся практики, актуальность проблемы, важность выявления теоретических и методологических особенностей девиантного поведения, нами определена следующая тема исследования: «Психологическая коррекция подростков с девиантным поведением в условиях семьи».

На основании актуальности и в связи с содержанием проблемы исследования, нами была поставлена цель, сформулирована гипотеза и задачи исследования.

Объектом исследования является психологическая коррекция подростков с девиантным поведением.

Предмет исследования: особенности психологической коррекции девиантного поведения подростков в условиях семьи.

Цель исследования: проанализировать эффективность влияния психологической коррекции в условиях семьи на проявления девиантого поведения подростков.

Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи исследования:

1. изучить взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения,

2. проанализировать основные концепции девиантного поведения,

3. охарактеризовать систему психологической коррекции девиантного поведения подростков в условиях семьи,

4. провести исследование влияния психологической коррекции на проявление девиантного поведения подростков.

На основании цели и задач исследования, нами была сформулирована гипотеза исследования о том, что своевременная проведенная психологическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях семьи будет эффективной, если:

будут определены основные факторы риска, способствующие формированию девиантного поведения подростков;

будут учтены психофизиологические особенности подросткового возраста;

будет использована программа диагностики девиантного поведения подростков;

основные направления психологической коррекции девиантного поведения будут рассматриваться как целостный, поэтапный и системно организуемый процесс коррекции.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

- теории профилактики и коррекции девиантного поведения подростков и подростков (С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг, И.А. Невский, Р.В. Овчарова, Д.И. Фельдштейн, Т.И. Шульга и др.).

В ходе решения задач исследования и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

1) теоретические: теоретико-методологический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта;

2) эмпирические: психологическая диагностика: наблюдение; беседа; анкетирование; тест; анализ продуктов деятельности.

3) статистические: качественный и количественный анализ эмпирических...

Другие файлы:

Коррекция девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната № 2 г. Глазова
Возможности школы-интерната в коррекции девиантного поведения старших подростков. Опыт организации работы по коррекции девиантного поведения старших п...

Роль семьи в предупреждении девиантного поведения подростков
Понятие "норма" и "отклонение от нормы" в контексте процесса социализации. Возможности влияния семьи на социализацию подростков. Особенности организац...

Коррекция девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната № 2 г. Глазова
Особенности девиантного поведения старших подростков и возможности школы-интерната в его коррекции. Проведение опытно-экспериментальной работы по выяв...

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия девиантного поведения подростков. Особенности отдельных психических...

Коррекция девиантного поведения у подростков
Характеристика отклоняющегося поведения подростков, причины возникновения. Факторы зависимости успешности работы социального педагога по коррекции дев...