Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А. ШОЛОХОВА-----------------------------------------------------------------------------------------Факультет психологииАндреева О.В.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВАТЕЛЕФОННЫХ КОНСУЛЬТАНТОВДипломная работаНаучный руководитель:кандидат психологических наук,доцентА.Н. ЕлизаровМосква2002СОДЕРЖАНИЕВведение ………………………………………………………………….. 3Глава 1. Профессиональные и личностные качестваконсультантов Телефона довериякак предмет психологических исследований ……………….. 9Представление об эффективном специалисте, оказывающем психологическое воздействие вразличных зарубежных подходах …………………………………. 10Современные психологические исследования профессиональных и личностных качествэффективного консультанта-психолога в отечественной литературе ………………………………………….. 19Психологический анализ деятельности консультантаТелефона доверия …………………………………………………….24Модель личности эффективного консультанта ТД ………………..32Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональныхи личностных качеств телефонных консультантов2.1. Программа исследования.………………………………………………402.2. Методика исследования..……………………………………………….422.3. Результаты исследования……………………………………………….462.4. Анализ результатов методами математической статистики………….502.5. Обсуждение результатов………………………………………………..56Выводы………………………………………………………………………..65Заключение……………………………………………………………………66Библиография…………………………………………………………………69ВВЕДЕНИЕСтепень и скорость перемен в современном обществе приводят к тому, что человек поглощается толпой, и это угрожает его основной ценности как индивидуума. (Этическая хартия IFOTES).Большинство людей в настоящее время переживают растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни. Многие испытывают чувство безысходности, вызванное нестабильностью, незащищенностью и неуверенностью в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи психологических и психотерапевтических служб.Одной из нетрадиционных областей психологической помощи является телефонное консультирование. Телефон доверия – это форма психопрофилактической работы, социально-терапевтической помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисных состояниях. Идея создания служб телефонной помощи («психотерапевтических телефонных линий», «линий помощи», «горячих линий») принадлежит английскому священнику Чаду. В 1953 г. в Лондоне возникла первая такая линия – «линия доверия», ее создание было связано с ростом самоубийств. Возникновение служб телефонной помощи в большинстве европейских столиц и крупных городов, сеть которых постоянно росла и развивалась, и явилось началом движения «Самаритяне». Это движение становилось международным опытом вне зависимости от национальной принадлежности, вероисповедания, культурных традиций, расы, и превратилось в 1974 г. в интернациональную организацию “Befriendres International’ (Международная дружеская помощь). В более чем 41 стране работают 350 центров “Befriendres International’, где добровольцы помогают близким к самоубийству или отчаявшимся людям. Подобная помощь благотворительно влияет на стресс, психологический кризис и уменьшает стремление к самоубийству.Впоследствии была создана Международная федерация служб телефонной неотложной психологической помощи (IFOTES), которая координирует и поддерживает работу служб неотложной телефонной помощи. Полноправными членами IFOTES являются 19 национальных ассоциаций (Австрия, Бельгия, Франция, Финляндия, Германия, Израиль и др.), входят в качестве ассоциированных членов 12 национальных ассоциаций и служб (Болгария, Хорватия, Эквадор, Италия, Литва Румыния, Россия, Украина и др.).Первый “Телефон доверия” в России появился в 1981 году в Москве, при Суицидологическом центре. Но активно они начали создаваться с начала 90-х годов: сначала в больших городах — Москве, Питере, Екатеринбурге, а потом и в районных центрах. Службы психологической помощи организовывались в нашей стране в рамках медико-психологической модели как центры по предупреждению суицидов. Инициатива создания таких центров принадлежала А.Г.Амбрумовой.В 1989 г. по инициативе Е.С.Креславского была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), и был открыт первый негосударственный и первый для детей Телефоны доверия. В настоящее время данная отрасль психологической помощи постоянно развивается и растет. Практика телефонного консультирования начинает занимать видное место в системе психологической помощи.Службы “Телефон доверия” привл...