Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние уровня тревожности на основные свойства внимания школьников

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙУНИВЕРСИТЕТСпециальность «Психология» 5,5 лет обученияКурсовая работаПо предмету «Психодиагностика»Тема: «Влияние уровня тревожности на основные свойства внимания школьников» Выполнила: студентка III курса заочного отделения Приймаченко Н.В. Проверила: Григорьева С.И.Москва, 2010 СодержаниеВведениеОбращение к проблеме взаимосвязи внимания и тревожности обусловлено той ролью, которую эти характеристики играют в процессе обучения и развития личности ребенка раннего подросткового возраста. Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Внимание в своих субъективных и объективных проявлениях ярко демонстрирует системность психической деятельности человека. Любая форма такой деятельности - будь то активное восприятие, углубленное размышление, сосредоточение на образах памяти или на качественном выполнении сложных двигательных координации - предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания. Более того, внимание всегда связывалось с такими фундаментальными понятиями психологии, как сознание и воля. Благодаря этому шло непрерывное обогащение фактологической базы психологии внимания, стимулирование экспериментальных исследований внимания. Конечно, параллельно происходило создание новых теорий, объяснительных схем и моделей этого процесса. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие. Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психологами. Тем не менее многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Так, отечественный психолог Рогов Е.И. пишет, что определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. (Рогов Е.И. 1996) А это в свою очередь оказывает негативное влияние на все сферы психической деятельности личности.Среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха, что еще раз подчеркивает важность и актуальность исследования данной проблемы в современной психологии. Впервые о проблеме тревожности в психологии заговорил З.Фрейд в своей работе «Страх», затем этим вопросом занимались такие исследователи как Прихожан А.М., Басов А.В., Савина Е.И., Захаров А.И., Лаврентьева Н.Н. и другие. К сожалению, в указанных работах не достаточно рассмотрен вопрос взаимосвязи основных свойств внимания и тревожности в школьном возрасте, поэтому целью данного исследования является изучение влияния уровня тревожности на основные свойства внимания детей раннего подросткового возраста.Задачи исследования: 1. Теоретический анализ проблемы влияния тревожности на основные свойства внимания.2. Диагностика уровня тревожности детей подросткового возраста.3. Исследование свойств внимания детей подросткового возраста.4. Исследование влияния уровня тревожности на основные свойства внимания детей подросткового возраста.Предмет исследования влияние уровня тревожности на основные свойства внимания.Объект исследования эмоциональная и когнитивная сфера подростка.Гипотеза исследования - уровневые характеристики внимания и тревожности взаимосвязаны следующим образом: чем выше уровень тревожности, тем ниже показатели по основным уровневым характеристикам внимания.База исследования - учащиеся 6 класса школы №2 г.Лыткарино (18 человек). Возраст – 12 лет.Теоретическая база – в исследовании были использованы теории Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, Н.Ф. Добрынина, А.М. Прихожан, А.В, БасоваГлава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме влияния уровня тревожности на основные свойства внимания
Другие файлы:

Особенности внимания младших школьников в зависимости от проявления тревожности
Сущность внимания, его виды и свойства. Особенности внимания младших школьников. Психологическая характеристика тревожности. Особенности проявления тр...

Взаимосвязь уровневых характеристик памяти и тревожности у школьников
Теоретические основы исследования памяти старших школьников в связи с проявлением тревожности. Психологические особенности детей старшего школьного во...

Методы диагностики тревожности
Классификация видов тревожности, анализ проблемы в зарубежной и отечественной психологии. Основные причины тревожности как свойства личности. Влияние...

Влияние агрессивности родителей на тревожность младших школьников
Тревожность в младшем школьном возрасте. Основные виды тревожности, ее отличия от страха. Механизмы и психологические причины возникновения тревожност...

Диагностика и психокоррекция тревожности у младших школьников
Влияние изо-терапии на тревожность младших школьников с задержкой психического развития. Разработка программы коррекционных занятий, направленных на с...