Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Взаимосвязь уровневых характеристик памяти и тревожности у школьников

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Теоретические основы исследования памяти старших школьников в связи с проявлением тревожности. Психологические особенности детей старшего школьного возраста. Основные свойства и процессы памяти. Эмпирическое исследование уровня тревожности учащихся.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

5

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы исследования памяти старших школьников в связи с проявлением тревожности
  • 1.1 Психологические особенности детей старшего школьного возраста
  • 1.2 Сущность и виды памяти
  • 1.3 Свойства памяти
  • 1.4 Процессы памяти
  • 1.5 Особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте и ее связь с характеристиками памяти
  • Глава II. Эмпирическое исследование уровня тревожности учащихся
  • 1.1 Организация и проведение исследования
  • 2.2 Анализ результатов проведенного исследования
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Обращение к проблеме взаимосвязи памяти и тревожности обусловлено той ролью, которую память играет в процессе обучения и развития личности школьника.

Наличие хорошо развитого уровня памяти в деятельности школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями.

Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психологами. Тем не менее многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Этой проблеме посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Однако, среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха. Впервые о проблеме тревожности в психологии заговорил З. Фрейд в своей работе "Страх", затем этим вопросом занимались такие исследователи как Прихожан А.М., Басов А.В., Савина Е.И., Захаров А.И., Лаврентьева Н.Н. и другие.

Цель исследования: выявление зависимости между уровневыми характеристиками памяти и тревожностью.

школьников.

Объект исследования: эмоциональная и познавательная сфера психики школьника.

Предмет исследования: взаимосвязь уровневых характеристик памяти и тревожности.

Гипотеза исследования: уровневые характеристики памяти и тревожности взаимосвязаны у школьников.

Задачи исследования:

1. Определить понятие и значение памяти в развитии личности школьника;

2. Определить понятие тревожности и ее влияние на процесс памяти;

3. Выявить степень проявления различных видов тревожности;

4. Выявить зависимости, существующие между уровнем развития свойств памяти и степенью проявления различных видов тревожности школьников.

память тревожность учащийся психологический

Глава 1. Теоретические основы исследования памяти старших школьников в связи с проявлением тревожности

1.1 Психологические особенности детей старшего школьного возраста

Юношеский возраст продолжается от 15 до 22 лет. Большое место в жизни старшеклассника занимают мечты о будущей профессии, о той дороге, по которой он будет идти всю жизнь, Серьезно задумываясь над своим будущим, юноша или девушка, при внимательном отношении и помощи взрослых, начинают заниматься самовоспитанием. Они стараются прочитать больше книг о понравившейся профессии, слушают радиопередачи о ней, записываются в соответствующий кружок, тем самым подготавливая себя к будущему [3]. Важнейшая задача родителей и педагогов - использовать этот важнейший этап активности старшеклассника, его стремление к самосовершенствованию, а также помочь ему не только читать книги и слушать передачи о будущей деятельности, но и вырабатывать в себе качества, необходимые для лучшего ее осуществления [4].

В. А, Сухомлинский правильно подметил, что главное - воспитание человечности. Намного важнее, каким человеком станет ребенок, чем то, кем он станет: механизатором, садоводом, педагогом, инженером и т.д.

В психическом развитии юноши и девушки также происходят большие изменения [3].

Существенно изменяется процесс мышления, становясь более критическим, способным к анализу и синтезу. Старшеклассник располагает уже достаточно большим запасом знаний, причем знаний проанализированных, обобщенных. Система знаний, умений и соответствующих им взглядов на мир, на людей и нормы их поведения составляет мировоззрение старшего школьника. Он уже может самостоятельно разобраться в тех или иных жизненных явлениях, в поступках окружающих людей и своих собственных [15].

Память старших школьников совершенствуется, становясь все более смысловой, логической. Они теперь могут не только успешно запоминать большие по объему разделы учебника, но и применить знания в практической деятельности в лаборатории, на пришкольном участке, в мастерских.

Речь старшеклассников становится богатой и содержательной. Интенсивно формируются и различные интересы - познавательные, общественно-политические, эстетические и этические, причем они становятся более устойчивыми и действенными. Учащиеся старших классов уже не просто теоретически интересуются тем или иным предметом, они стремятся глубже познать его на практике - почитать о нем, что-то поделать самостоятельно в лаборатории и т.п. [4].

Особое значение приобретают эстетические и этические интересы, возникающие в процессе общения с природой, искусством, людьми. Молодежь увлекается художественной литературой, поэзией, театральным искусством. Многие юноши и девушки пишут стихи, поэмы, рассказы, посвящая их своим друзьям, Родине.

Происходящие в годы юности серьезные сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности. Юноши и девушки начинают внимательно присматриваться к своим достоинствам и недостаткам, анализировать свои внешние и духовные качества. Нередко такой анализ приводит к самовоспитанию. Наряду с возрастающим интересом к себе появляется и интерес к чувствам окружающих. Повзрослев, старшие школьники начинают понимать "сердечные" муки того или иного героя книги, тонкие душевные волнения людей и умеют правильно Откликнуться на них: утешить, соболезновать, предложить конкретную помощь и т.п. Такая душевная эмоциональная чуткость и впечатлительность - характерная особенность юношества [3].

В годы юношества формируются идеалы. Юноши и девушки выбирают для подражания тех людей, с которыми они встречались или встречаются и которые предстали перед ними как своеобразный положительный образец.

Таким образцом могут стать родители, педагог, герой книги, случайно встретившийся человек. Наличие идеала у старшего школьника свидетельствует о его стремлении найти достойный пример для подражания [15]. Обидно, когда некоторая часть молодежи, не умея критически разобраться в увиденном и услышанном, избирает для себя идеалом людей недостойных, корыстных, пошлых, мелочных, но умеющих внешне произвести приятное впечатление. Попадая под влияние такого "идеала", молодой человек может приобщиться к дурному поведению. Доверие к родителям, их тактичный совет помогут своевременно развенчать подобный ложный идеал.

В пору ранней юности укрепляется воля, развиваются такие ее черты, как настойчивость, решительность, смелость, критичность и самокритичность, выдержка и самообладание, инициативность. Однако все упомянутые черты воли разовьются только в том случае, если старшеклассник поставит перед собой цель самовоспитания, если родители и педагоги смогут умело и тактично руководить его жизнью, направлять его порывы и увлечения в нужное русло. В иных случаях возникает риск неправильной организации самовоспитания. Так, мечтая о героизме, юноша наносит себе раны с тем, чтобы проверить свою выдержку, отказывается от пищи с тем, чтобы проверить физическую выносливость, и т.п. [4].

Особую роль в жизни старшеклассника играют чувства. Они становятся более стойкими, глубокими и тонкими. Юношам и девушкам свойственны мечтательность, лиричность, устремленность в будущее. Мечтая о будущем, они нередко видят все "в розовом свете", испытывают восторженное состояние, радужные надежды. Стремление к будущему, мечты о нем создают у юношей преобладающее жизнерадостное настроение.

Встречаются такие случаи, когда настроение у юноши или девушки бывает подавленным, мра...

Другие файлы:

Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников
Исследование феномена тревожности и успеваемости в зарубежной и отечественной психологической науке. Особенности младшего школьного возраста. Методика...

Локус контроля школьников среднего возраста и его взаимосвязь с уровнем школьной тревожности
Понятия локуса контроля и школьной тревожности в психологии. Эмпирическое исследование уровня субъективного контроля и школьной тревожности школьников...

Влияние тревожности на успеваемость младших школьников
Сущность понятия "тревожность". Рассмотрение основных признаков тревожности младших школьников: повышенное беспокойство, неуверенность. Особенности вы...

Взаимосвязь психологических особенностей с тревожностью у школьников младших классов с задержкой психического развития
Специфика школьной тревожности у детей с задержкой психического развития. Психолого-педагогическая характеристика детей. Эмоциональная сфера и детско-...

Особенности памяти младших школьников
Определение памяти. Сущность и развитие процесса. Виды памяти и их особенности. По способу хранения материала. По преобладающему анализатору. Особенно...