Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Теория становления личности Э. Эриксона

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
рЕФЕРАТна тему: Теория становления личности Э. ЭриксонаМногие сторонники Фрейда пытались глубже изучить психоанализ, с целью выявления значения эго-процессов и наблюдения за их развитием. Наиболее ярким таким последователем был - Эрик Эриксон, расширивший теорию психоанализа. Однако он изучал процесс взросления ребенка в более обширной среде социальных отношений. Он считал, что специфика становления личности зависит от степени культурного и экономического развития общества, в котором находится ребенок, от того в какой исторический период он попал.Современный ребенок из Нью-Йорка, например, развивается абсолютно иначе, чем маленький индеец из резервации, где все еще преобладают древние культурные обычаи, и время как будто стоит на месте. Моральные и духовные ценности данного общества передаются из поколения в поколение. Дети, относящиеся к социальным группам примерно одного уровня социально-экономического развития, получают различные черты личности и из-за разницы в культурных традициях, связанных с преобладающим родом занятий, и принятых норм воспитания. К примеру, в разных индейских резервациях Э. Эриксон изучал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыболовов и собирателей желудей.В племени Сиу детей пеленают неплотно, продолжительное время кормят грудным молоком, не особенно следят за чистотой, да и в принципе почти не ограничивают свободу их действий. Дети равняются на исторический образ своего племени - одинокого, храброго охотника в безграничных степях - и приобретают такие качества, как активность, решительность, отвага, доброта в отношении соплеменников и беспощадность по отношению к чужакам.В племени Юрок, напротив, дети рано отнимают от груди, крепко пеленают, с ранних лет приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. С возрастом они становятся молчаливыми, мнительными, расчетливыми, склонными к накопительству. Само по себе развитие личности определяется ожиданиями общества от человека, идеалами и ценностями этого времени, задачами, которые общество ставит перед ним на разных возрастных этапах.Однако порядок этапов взросления ребенка подчиняется биологическому началу. Ребенок, развиваясь, в обязательном порядке проходит ряд последовательных этапов, на каждом из которых он получает какое-либо качество (личностное новообразование), которое откладывается в структуре личности и остается на всю оставшуюся жизнь. ИДЕНТИЧНОСТЬ - психосоциальная синонимичность - помогает личности воспринимать себя во всем многообразии своих взаимоотношений с обществом и определяет ее набор ценностей, идеалы, жизненные стремления, потребности, социальные позиции с соответствующими нормами поведения. Идентичность - условие психического здоровья: если ее нет, человек не найдет себя, свою роль в социуме, станет «потерянным». Идентичность закладывается в подростковом периоде и является чертой вполне зрелой личности. До этого этапа ребенку нужно пройти через ряд идентификаций - отождествление себя с родителями, половая идентификация и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, потому что с момента его появления на свет родители, а потом и более распространенное окружение приобщает его к своей социальной группе, показывают ребенку свойственное ей мировоззрение. Определенные Эриксоном восемь возрастных этапов человека представляют его важнейшую лепту в теорию личности. Основным элементом данной теории служит положение о том, что человек во время жизни проходит через несколько универсальных для всех стадий. Эти стадии есть результат расширения плана личности, которые передаются на генетическом уровне и определенная стадия жизненного цикла приходит в свое время. Личность складывается за счет прохождения в своем развитии каждой стадии по порядку. Помимо этого, согласно Эриксону, каждой стадии сопутствует кризис - переломный момент в жизни человека, появляющийся вследствие достижения некоторого уровня психологической зрелости.ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: (возраст, психосоциальный кризис)
  • Младенчество (до 1 года, базальное доверие - базальное недоверие)
  • Раннее детство (1 – 3, автономия - стыд и сомнение)
  • Возраст игры (3-6 инициативность – вина)
  • Школьный возраст (6-12, трудолюбие – неполноценность)
  • Юность (12-19 эго-идентичность - ролевое смешение)
  • Молодость (20-25 достижение близости – изоляция)
  • Зрелость (26-64 продуктивность – инертность)
  • Старость (65 - смерть целостность эго – отчаяние)
  • Мы рассмотрим первую часть его разделения становления личности - до 17-20 лет. В это время происходит медленное, постепенное развитие основного ядерного образования - идентичности личности.Личность эволюционирует за счет включения в разные социальные группы (национальность, социальный класс, профессия и т.д.) и переживания своей незыблемой связи с ними. В каждой личностной черте, которая проявляется в определенном возрасте, скрыто глубинное мироощущение ребенка. Это ощущение может быть положительным, связанным с прогрессом развития личности, и отрицательным, вызывающим регресс в развитии. Ребенок вынужден выбрать одно из противоположных отношений - доверие или недоверие к окружающим, активность или бездействие, компетентность или неполноценность и т.д. Когда ребенок определился и зафиксировал какую-либо особенность личности, например, положительную, противопоставленная сторона по-прежнему скрыто существует и может выйти наружу гораздо позднее, когда зрелый человек столкнется со значительным жизненным затруднением. Порядок проявления этих противоположных личностных новообразований показан в таблице, которая называется: психосоциальный становление личность культурныйСТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУТаким образом, уровень развития у ребенка чувства доверия к окружающим зависит от размера получаемой им материнской любви. При положительном развитии личности ребенок выберет доверие. Оно доказывается легким кормлением, крепким сном, расслабленностью внутренних органов. Новорожденному мать дает не только молоко и нужную ему заботу, с ней так же связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.Получается что, чувство доверия не связано с количеством пищи или выражением материнского ухода; вероятнее оно зависит от умения матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и непрерывности эмоций. Эриксон выделял: младенец должен доверять не только окружающему миру, но и внутреннему тоже, они должны уметь доверять самим себе. Такое поведение мы можем видеть тогда, когда младенец переживает отсутствие матери, не проявляя сильной тревоги и раздражения. Материнская забота и опека предопределяет «количество веры и надежды, вынесенной из начального жизненного опыта» ребенка. Изучив то, что вызывает кризис 1-го года жизни, Эриксон связывал его с уровнем материнского ухода.Источником кризиса служит одна из форм депривации - ненадежность, несостоятельность матери и отвержение ею ребенка. Это ведет к развитию у него психосоциальной установки страха, недоверия и переживания за свое благополучия. Эта установка будет всплывать на поверхность на более высоких уровнях личностного развития. В качестве следующего вида депривации Эриксон приводит недостаток материнского внимания, когда ребенок уже не центр внимания для матери. (Когда мать возвращается на работу или появляется второй ребенок).И, в конце концов, родители, следующие противоречащим друг другу методам воспитания, могут создать для ребенка обстановку неоднозначности, вследствие чего у него зарождается недоверие. Позитивная психосоциальная черта, получаемая за счет удачного решения проблемы «доверия – недоверия» - доверие переходит в способность ребенка надеяться. Это первая веха формирования идентичности в становлении личности.
    Другие файлы:

    Теория развития личности Э. Эриксона
    Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона, ее место среди других подходов. Понятие эпигенетического принципа. Эмпирическое исследование пс...

    Эго-теория личности Э. Эриксона

    Идентификация и персонификация
    Идентификация как механизм развития личности. Теория идентификации Эриксона, Фрейда, М. Кляйн. Персонификации в различных социальных сферах. Идентифик...

    Теория личности Эрика Эриксона
    Эрик Эриксон — пожалуй, самый читаемый и влиятельный теоретик постфрейдизма. Его книги расходятся тиражами в сотни тысяч экземпляров. Фотографии Эрикс...

    Я-концепция в трудах З. Фрейда и Э. Эриксона
    Концепции развития ребенка от рождения до старости в современной психологии. Анализ Я-концепций в изложении З. Фрейда и Э. Эриксона. Уровни психическо...