Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Идентификация и персонификация

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Идентификация как механизм развития личности. Теория идентификации Эриксона, Фрейда, М. Кляйн. Персонификации в различных социальных сферах. Идентификация и обучение, социальная панорама. Смешение типов персонификаций. Синдром расщепления личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Одна из глубинных потребностей человека, отмеченная Фроммом, - стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествлять себя с неким признанным образцом.

Впервые такого рода механизмы рассмотрены в психологической концепции Фрейда, возникшей на основе патопсихологического наблюдения, а затем они были распространены на нормальную духовную жизнь. Фрейд рассматривал идентификацию, как попытку ребенка (или слабого человека) перенять силу отца, матери (или лидера) и таким образом уменьшить чувство страха перед реальностью.

Современные исследования позволяют значительно расширить представление об этом механизме. Мир человеческих переживаний чрезвычайно сложен. В основе таких эмоциональных состоянии, как любовь, нежность, сострадание, сочувствие, ответственность, лежит нечто такое, что неизменно предполагает взгляд не только на самого себя, но и на других. Ведь эти чувства по самому своему проявлению открыты, направлены на иной объект. Следовательно, глубинная потребность человека состоит в том, чтобы постоянно видеть перед собой какие-то персонифицированные образцы.

Человек стремится понять самого себя. Все эти попытки найти в себе специфически человеческое свойство или дать авто характеристику отражают в конечном счете действие механизма идентификации. Но это чувство весьма редкий феномен. Оно - удел избранных... Пожалуй, лишь чисто теоретически можно представить себе такую личность, которая проникла в ядро собственной субъективности, постигла себя, создала внутренне устойчивый образ своей индивидуальности.

Гораздо чаще человек - существо мятущееся, постоянно меняющее собственные представления о самом себе. Он живет в мире напряженных и противоречивых мотивов, стремлений и ожиданий. Ему постоянно нужна опора, необходимо соотносить свое поведение с персонифицированным образцом. Девочки играют в "дочки матери". Это постоянно воспроизводимый, непреходящий ритуал игры. Идеал многих юношей персонифицировался в Джоне Ленноне. Пусть зыбкая, но мода. Партийный работник стремится уподобиться вышестоящему... Кавалькады рокеров... Неформалы со своей эмблематикой... Люди пытаются выразить себя опосредованно, через систему сложившихся ритуалов, стереотипов, готовых образов.

Откуда в человеке влечение к персонифицированным идеям, сообщению, образу? Да ведь он сам по себе, вне других, имеет весьма смутное представление о том, что он такое.

Вне общества себе подобных человек и не подозревает, что красив, умен, талантлив. Обо всем этом он узнает через других, поскольку рядом живут некрасивые, неумные, неталантливые. Отталкиваясь от них, он создает образ самого себя. И других тоже...

Психика человека постоянно порождает процесс очеловечивания. [6]

Психоаналитики используют слово “идентификация”, чтобы подчеркнуть зрелый уровень осознанной (даже если и частично бессознательной) попытки стать похожим на другого человека. Эта способность развивается естественным образом, начиная с ранних инфантильных форм, содержащих желание проглотить другого человека целиком, до более тонких, дискриминативных и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека. Считается, что потенциал идентификации расширяется и модифицируется в течение всей жизни и является основой психологического роста и изменений.

Фактически, высокая ценность, которую аналитики придают эмоциональной близости, определяется именно тем, что близкие отношения создают благоприятную возможность для взаимного обогащения идентификациями.

Некоторые определяют идентичность как «часть личности, которая является неизменной». Другие утверждают, что структура «я» неустойчива.

В данной курсовой работе я попытаюсь исследовать несколько явлений изменчивости «я»: в центре внимания будет глава, посвященная роли механизма идентификации в теории развития личности, во второй главе рассмотрим персонификацию в различных социальных сферах, а в третьей идентификацию и персонификацию в НЛП.

Идентификация как механизм развития личности

В психологии утвердилась мысль о том, что личность развивается через "присвоение" своей "всесторонней" сущности: "личность человека "производится" - создаётся общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности" [14, с. 177]. Тем самым возникает проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности. В связи с этим встаёт вопрос о механизмах производства человека. Психический механизм производства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, складывающих и преобразующих действия, состояния и структуру личности.

Л.С. Выготский считал подражание (отождествление) источником возникновения всех специфически человеческих свойств сознания и видов деятельности. Он разработал теорию, показывающую, как "через других мы становимся самим собой", "почему с необходимостью всё внутреннее в высших формах было внешним", и доказал, что "вся высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это - центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения". [4, с. 144].

Исследователи подчёркивают, что подражание участвует в формировании личности ребёнка: идентификация - механизм формирования личности; подражание - механизм становления субъективности, внутреннего мира человека; глобальная подражательность - необходимый этап в развитии личностной позиции ребенка [18;с.16]. Экспериментальные данные свидетельствуют о наличии в ткани детских образов моторных элементов имитационного характера.

П.С. Гуревич о «личной идентификации»: Когда ребенок рождается, он с первых шагов своей жизни пытается составить какое-то представление о себе. И этот процесс продолжается всю жизнь. Нам на протяжении всей жизни приходится корректировать свой образ, пытаться понять, как к нам относятся другие люди. И вот это социальное окружение, конечно, помогает нам иногда исправить то, что мы думаем о себе. Если говорить о каком-то клиническом варианте, то мы часто видим людей, которые живут не в своем образе. Допустим, на прием к психоаналитику приходит тучная женщина, которая живет в образе Дюймовочки, и она такая вся изящная, как ей думается, - и здесь мы видим, что ее собственный внутренний образ самой себя нуждается в коррекции. Но если говорить о социальном уровне, то мы знаем по последней переписи, что когда были опубликованы результаты, оказалось, что у нас замужних женщин больше, чем на самом деле женского населения в России. Это означает, что если женщина находится в гражданском браке, то с ее точки зрения она - замужняя женщина. Вот это и называется психологией идентичности. Одна из главных проблем, которая заботит не только социологов и психологов, но и каждого человека. Потому что на протяжении жизни человек переходит из одного возраста в другой: вот он маленький ребенок, вот он уже пошел в детский садик, в школу, стал подростком, девушка вышла замуж, она выполняет совсем другую социальную роль… И каждый раз ей приходится заново задавать себе вопрос: кто я? И еще один вопрос: так ли меня воспринимают окружающие? Это и называется личной идентичностью.

Часто мы обнаруживаем, что по воле родителей ребенок вынужден подавлять или ослаблять свою природную предрасположенность и заменять ее теми чертами, которые от него ждет общество. В этой точке Фромм находил корни невротического развития; у человека появляется чувство ложной идентичности. Если истинная идентичность основывается на осознании себя таким, каким человек был рожден, псевдоидентичность основывается на типе личности, который нам навязывает общество. [5; с 347]

Теория идентификации Эриксона

Классический психоанализ исходил в целом из представления о конфликте личности и общества. Разделяя фрейдистские воззрения на бессознательное, Эриксон раскрывал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения человека. В качестве центрального, интегрированного понятия у него выступает идентичность. Это слово в психоанализе выражает психологическое самоощущение человека. Оно показывает, как личность воспринимает индивидуальную самотождественность и целостность.

В работах Э. Эриксона основное внимание уделяется психосоциальной идентичности. Так он обозначает совокупность базовых психологических, социально-исторических и экзистенциальных характеристик личности. Каждому человеку весьма трудно составить ясное представление о себе самом. Ведь его внутренний мир противоречив. [21; с 322-323]

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка с взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и ст...

Другие файлы:

Персонификация символа и харизма лидера
Феномен харизмы. Концепция Макса Вебера и "религиозная" концепция. Харизматик как мессия. Типология лидеров. Персонификация политики. Явление персониф...

Радиочастотная идентификация - современная технология эффективного контроля
Системы автоматической идентификации. Системы оптического распознавания текста, их виды и характеристика. Радиочастотная идентификация - идентификация...

Персонализация и персонификация управления

Идентификация и диагностика систем
Идентификация термического объекта управления по временным характеристикам его реакции на скачкообразный входной сигнал. Компьютерное моделирование об...

Идентификация объектов управления
Семёнов А.Д., Артамонов Д.В., Брюхачев А.В. Идентификация объектов управления: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2003. - 215 с....