Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Причины нарушения здоровья профессионала

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Причины нарушения здоровья профессионалаРазвитие, творчество и осознание смыла жизни являются факторами физического и психического здоровья. Учителя-творцы чувствуют себя моложе своих лет, они не стремятся уйти на пенсию, они хотят заниматься профессиональной деятельностью до самого последнего дня своей жизни.Важным аспектом является вопрос духовности и бездуховности человека. Экономическая ориентация личности на «минусовую» духовность или на бездуховность вообще в корне подрывает целостную в своей основе природу человека. У людей, не имеющих духовных ориентиров, потерявших смысл жизни, риск смертности увеличивается в два раза. Поскольку смерть духовная влечёт за собой и смерть физическую. Поиск смысла жизни и его обретение – это системообразующая характеристика педагога на стадии творческой самореализации, а также характеристика развития личности учащихся, их движения к осмыслению жизнедеятельности, направляемого учителем, осознающим свою миссию. Профессиональное развитие учителя является определенным гарантом сохранения им своего здоровья.Спектр новообразований, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности, достаточно широк. Профессор Б.С. Братусь предлагает определённые критерии нормального или деформированного становления личности. Под нормальным развитием он понимает такое развитие, которое ведёт к обретению родовой сущности. Критериями девиантного (отклоняющегося от нормы) развития автор считает отношение к человеку как средству, как к конечной заранее определённой вещи, эгоцентризм и неспособность к самоотдаче и любви, причинно-обусловленный характер жизнедеятельности, неверие в свои возможности, отсутствие ответственности, отсутствие стремления к обретению общего смысла своей жизни.Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц рассматривают два основных компонента профессиональной деформации личности в системе профессий «человек-человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания.Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, а от хронических стрессов нервной системы.Другим не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания (сгорания). Оно предполагает наступление эмоционального опустошения ещё до того, как психические ресурсы человека-деятеля естественным образом восполнились, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, являющихся неотъемлемой частью жизни.В формировании синдрома эмоционального выгорания значительную роль играют следующие факторы:
  • социальный;
  • личностный, к которому относятся такие особенности поведения личности, как авторитаризм (властность, непререкаемый авторитет), низкая степень эмпатии (способности к сопереживанию) в сочетании с фанатичной преданностью делу, агрессивность и апатия при невозможности достичь в короткий срок желаемых результатов;
  • фактор среды, к которому относятся особенности профессиональных взаимоотношений.
  • Профессия учителя является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. Если учитель распространяет ролевое поведение на все сферы жизни, то он неадекватно ведёт себя в определенных ситуациях и общение с ним затрудняется. Многих учителей отличает поучающая манера речи. Кроме характерной манеры речи с профессией учителя нередко связана и привычка к упрощённому подходу к проблемам. Это качество необходимо в школе, поскольку помогает доступно излагать сложные вещи, однако вне профессионального общения оно порождает излишнюю прямолинейность и негибкость мышления. При овладении человеком профессией неизбежно происходит изменение структуры его личности, когда, с одной стороны, наблюдаются усиление и интенсивное развитие качеств, способствующих успешности в деятельности, а с другой – изменение, подавление и даже разрушение уравновешивающих эти качества структур, не участвующих в процессе профессионального становления. А.А. Ерошенко установлено, что при низком уровне педагогического мастерства (педагогической компетентности) ригидность (от лат. rigidus – жесткий, твердый — неготовность к изменениям программы поведения в соответствии с новыми ситуационными требованиями) выступает в качестве фактора, затрудняющего адекватное принятие и преобразование сложных ситуаций общения, способствует закреплению жестких стереотипов в выборе педагогического воздействия. В то же время с возрастанием педагогического мастерства снижается степень выраженности установок относительно дистанции и доминирующей роли учителя в общении, нетерпимости к ошибкам и недостаткам в поведении детей, требования их беспрекословного послушания.Высокий уровень внутренних конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Установлено, что с увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием учебной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы.Ведущие профессиогенные факторы риска:
  • неадекватная социальная и материальная оценка труда, приводящая к снижению качества жизни, дефициту кадров;
  • комплекс стрессогенных факторов (условия труда, жесткий временной режим работы, ненормированный и неритмичный рабочий день, физическое утомление в связи с длительным стоянием);
  • многофункциональную профессиональную деятельность типа «человек-оператор», связанную с необходимостью одновременного выполнения определённого числа различных функций и действий, при неоптимальных для работы внешних условиях (необходимость методически, дидактически и лексически аргументированной подачи учебного материала в течение строго регламентированного временного интервала в больших по численности коллективах учащихся)
  • необходимость работы с большим количеством профессионально значимой информации, тревога за уровень её усвоения и подачи, истощение компенсаторных механизмов, обеспечивающих активное внимание, профессиональную память, логическое мышление.
  • Наиболее часто встречающейся разновидностью эмоционального стресса общения является фрустрация – один из видов психических состояний выражающийся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решения задачи. Проявляется в гнетущем напряжении, беспокойстве, тревожности, чувстве безысходности. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок. Избежать состояния фрустрации можно благодаря упорядоченному и организованному поведению, адекватному реагированию в сложных ситуациях, возможному предвидению выхода из ситуации.Комплекс неполноценности является выражением неприспособленной структуры личности, страдающей ощущением превосходства окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие ошибок и неудач и существенно влияет на поведение человека. Он может быть также связан с представлением о недостаточности своего образования. Однако, существуют примеры, когда комплекс неполноценности мобилизует волю, стимулирует активность и делает ч...
    Другие файлы:

    Причины нарушения развития в раннем развитии
    Повреждения нервной системы или отдельных анализаторов. Нарушения внутриутробного развития. Причины эндогенного и экзогенного происхождения. Нарушения...

    Правильная осанка – залог здоровья
    Общее понятие осанки и процесс ее формирования. Правильная осанка как требование эстетической культуры и здоровья. Основные причины нарушения осанки и...

    Нарушения речи и их физиологические и психологические причины
    Понятие речи. Взаимосвязь речи и мышления. Интонация. Система фонем. Артикуляционные и акустические признаки звуков речи. Нарушения звукопроизношения....

    Здоровье и здоровый образ жизни молодежи
    Биологический, социальный и психологический уровень ценности здоровья. Курение, риск для здоровья. Распространение алкоголизма среди подростков. Легал...

    Психосоматика и психология здоровья
    Психосоматика – научное направление в психологии, сферой исследования которой являются психологические, социальные и культурные условия и причины возн...