Нарушения речи и их физиологические и психологические причины
содержаниеРЕФЕРАТ2Введение41.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ6 1.1.1. Понятие речи. Виды речи61.1.2. Взаимосвязь речи и мышления91.2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА111.2.1. Интонация111.2.2. Система фонем121.2.2.1. Артикуляционные признаки звуков речи141.2.2.2. Акустические признаки звуков речи181.3. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ……………………………………..…….221.3.1. Нарушения звукопроизношения221.3.2. Ринолалия231.3.3. Временные задержки развития речи241.3.4. Алалия251.3.5. Нарушения речи при снижении слуха261.3.6. Заикание271.3.7. Нарушения голоса29ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...30Список литературы.32ВведениеС каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.Рассмотрением данного вопроса занимаются специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Был получен ряд важных фактов, сформулированы гипотезы для объяснения механизмов речи. Левина Р.Е. считает что «речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка» [2;290].Тихеева Е.И. считает что «речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков» [4; 140].Фомичёва М.Ф. отмечает что «речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива» [8;312]. Выготский Л.С. считает что «под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)» [9;234].Пиаже выделил 5 периодов развития ребенка: Первый предречевой период первого года жизни характеризуется «гулением».Второй период характеризуется обогащением словами и произношение простейших речевых шаблонов.Третий период характеризуется образованием и автоматизацией многочисленных речевых шаблонов.Четвертый период характеризуется обогащением словарного фонда до 1000 слов и больше, в построении шаблонов дети впервые начинают использовать придаточные предложения.Пятый период характеризуется тем, что вырабатывается регуляция громкости произношения слов, и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным и совершенным [7;317].Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным и школьными учреждением.Тема курсовой работы: Психологическая характеристика нарушений речи в младшем школьном возрасте.Цель работы: провести исследование по выявлению причин нарушений речи у детей младшего школьного возраста.При написании работы ставились такие задачи: - определить понятие речи;- рассмотреть психологические причины нарушения речи;- рассмотреть физиологические причины нарушений речи;- провести экспериментальное исследование;- выявить причины нарушений речи у детей младшего школьного возраста.Методы исследования:- анализ первоисточников;- эксперимент;- наблюдение.1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ1.1.1. Понятие речи. Виды речиРечь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосред...