Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Нормативные кризисы периода взрослости

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Пермский гуманитарно-технологический институтГуманитарный факультетКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПо дисциплине «возрастная психология»Тема: «Нормативные кризисы периода взрослости»Выполнил студент группы П-07-2зСырых Дмитрий ВалерьевичПроверила: Самбикина О.С.Пермь, 2009СодержаниеВведениеВзрослость и кризисыМодели поведения женщинМодели поведения мужчинЗаключениеСписок литературыВведениеВзрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.В молодости человек стремится к достижению социальной зрелости – к выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки, и можно сказать, что задача молодости – нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира.В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. Здесь и возникает ряд кризисов, называемых кризисами взрослости.В известном смысле, качество и оригинальность личного опыта может не беспокоить взрослого, ему просто важно быть услышанным, принятым, оцененным потомками. Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность, принимать решения; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и "отдавать" индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство "сделанности" жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др. За счет этих новоприобретений большинство взрослых людей обретают к середине периода - 40 годам - устойчивость в жизни и уверенность в себе. Но одновременно в этот, казалось бы стабильный, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, "сделанности" жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого и необходимости отказаться от явно недостижимых целей. Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же противоречивый период, как и другие.Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности и душевное смятение по поводу того, действительно ли он верно понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Особенно острым становится это противоречие в случае негативных оценок, данных самой личностью своей предшествующей жизни и необходимости выработать новую жизненную стратегию. Взрослость дает возможность человеку еще, Еще и ЕЩЕ раз "сделать жизнь" по собственному усмотрению, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной (метафорически выражаясь, жизнь в это время, как при игре в прятки, считает: "два… два с четвертью… два с половиной… два с тремя четвертями…". Одновременно в задачи взрослости входит совладание, преодоление переживания того, что жизнь уже не во всем реализовалась так, как хотелось, как виделось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и личностную терпимость к просчетам и жизненным неудачам, принятие своей жизни такой, как она складывается. Совершая индивидуальные экскурсы "внутрь своего возраста", человек учится находить в нем положительное, правильное, достойное, ценностное, он начинает лучше понимать себя, возвращаясь рефлексивно в собственное прошлое.Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни.По мнению лиц, придерживающихся этой точки зрения, рост и развитие человека прекращаются, когда он достигает средней взрослости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость – это надежды, то середина жизни – это застой и страхи, связанные с потерей здоровья и возможностью реализоваться в этой жизни.Убывание физических сил и привлекательности – одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек и в годы кризиса среднего возраста, и позже. Для тех, кто в молодости полагался на свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.Второй главный вопрос среднего возраста – это сексуальность. У человека среднего возраста часто изменяются сексуальные интересы, потребности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной «эмоциональной гибкости» – способности изменять эмоциональный вклад в отношения с разными людьми и разными видами деятельности. Эмоциональная гибкость необходима в любом возрасте, но в среднем возрасте, по мере того как умирают родители, подрастают и покидают дом дети, она становится особенно важной.Другой, тоже необходимый, вид гибкости – это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует тенденция к росту ригидности во взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эту умственную закрытость следует преодолеть, иначе она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жесткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека.Взрослый человек уже хорошо понимает, что от себя и своего прошлого не убежишь: нельзя, да и не нужно, еще раз стать 20-летним, нельзя избавиться от накопленного негативного опыта ("забыть" о п...
Другие файлы:

Психологические кризисы взрослости
Особенности периода взрослости. Когнитивные изменения, профессиональная жизнь. Кризиc "середины жизни", условия и предпосылки возникновения кризиса вз...

Кризисы взрослости

Жизненные ценности и уровень личностной зрелости в период взрослости
Теоретическое исследование проблем личностной зрелости и самоактуализации. Психологическая характеристика периода взрослости. Аналитическая психология...

Возрастные особенности формирования свойств внимания
Особенности формирования свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости. Психологическая характеристика периода взрослости, концепции ее перио...

Развитие "чувства взрослости" у подростков
Подростковый возраст как наиболее сложный возрастной период. Характеристики объективной взрослости, наблюдаемые у подростков. Внешние и внутренние при...