Психологические кризисы взрослости
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Нижегородский филиал
Курсовая работа
Психология развития и возрастная психология
Тема
Психологические кризисы взрослости
Фамилия студента
Перепелкина Нелли Сергеевна
Содержание
- Введение
- 1. Особенности периода взрослости
- 1.1 Когнитивные изменения периода взрослости
- 1.2 Профессиональная жизнь в период взрослости
- 2. Кризиc "середины жизни". Понятие. Условия и предпосылки возникновения кризиса взрослости
- 2.1 Эмоциональные изменения, характерные для кризиса взрослости
- 2.2 Переоценка ценностей во взрослости
- 2.3 Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни
- Заключение
- Глоссарий
- Список использованных источников
Введение
Зрелость - это период, охватывающий жизнь человека от 20 до 60 лет. Это тот жизненный цикл, когда происходит достижение человеком личностной зрелости. К. Юнг считал, что в этот период личность должна идти не по экстенсивному, а по интенсивному пути развития. Она должна стремиться и не расширять жизненное пространство, а концентрировать внимание на своей сущности, а именно на развитие и совершенствовании своего внутреннего "Я". И в этом случае человек придет подготовленным к новому этапу жизни, который будет охарактеризован качественно иными пиками активности в бытовой и профессиональной деятельности, творчестве, познании бытия.
В своей курсовой работе я рассматриваю конкретный этап периода взрослости - среднюю взрослость и целью моей работы является выделение и освещение конкретного жизненного отрезка среднего возраста, показать его с точки зрения кризисного протекания. Психологи уделяют больше внимания "крайним" этапам жизненного пути человека - детству и старости, которые изучены довольно хорошо и глубоко. Средний же возраст является своеобразным вакуумом, "черной дырой", где проблемы по своей значимости ни сколько не уступают любому другому возрасту и требуют очень внимательного, деликатного и скурпулезного изучения и исследования.
Целью курсовой работы является показ изменений периода взрослости, касающихся различных сфер жизни человека, переоценка жизненных ориентиров, ценностей, взглядов. Преодоление внутриличностного конфликта и пути его разрешения. Формирование новой идентичности и переход на качественно новый этап развития.
Объем работы - страниц
психологический кризис взрослость профессиональный
1. Особенности периода взрослости
"Возраст как любовь, его не скроешь", - заметил один драматург 17 века. Для многих людей среднего возраста этот этап жизни является переломным, когда они начинают замечать существенные изменения, происходящие с ними. Особенно заметно и очевидно проявляются физические изменения. Глядя на себя в зеркало, люди обнаруживают, что на лице становится все больше морщин, седина, начинает отвоевывать большие поверхности головы, и видна не только на висках, да и волосы начинают терять былую красоту. Что же касается тела, то его пропорции уж очень далеки от юношеских. Так потихоньку наступает пора физического спада. Большинство людей начинают беспокоить проблемы со слухом и зрением, однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем в годы своей молодости. Вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность изменяется более плавно и менее заметно, чем слух и зрение. Претерпевают изменения и двигательные навыки. В среднем, хотя сами навыки ухудшаются, показываемые результаты остаются на прежнем уровне за счет длительной практики и большого опыта.
В этот период начинают происходить изменения структуры и функций внутренних органов и систем организма. Замедляется функционирование нервной системы. Скелет утрачивает былую гибкость и несколько сжимается. Кожа и мышцы начинают терять эластичность, отмечается тенденция к накоплению подкожного жира, особенно в верхней части живота и наружной поверхности бедер. Коронарные артерии сужаются на одну треть по сравнению с 20 - летним возрастом, это свидетельствует о том, что количество крови перекачиваемое сердцем снижается. Объем легких также уменьшается, а поскольку выносливость человека зависит от количества кислорода, поступающего к тканям организма, люди в среднем возрасте часто теряют высокую продуктивность деятельности.
Средний возраст своими морфо - функциональными изменениями особенно драматичен для женщин. Именно в этот период у них наступает событие, именуемое менопаузой или климактерий. Менопауза сопровождается как физическими, так и психологическими последствиями. Усиленное потоотделение. Головные боли, головокружения, сердцебиения, боли в суставах, бессонница, плохое настроение, депрессии, страхи по поводу потери молодости и привлекательности - вот лишь малая часть того спектра изменений, происходящих вследствие климактерия.
В результате различных физических и морфо - функциональных изменений, характерных для среднего возраста организм человека становится очень уязвим для различных заболеваний.
К болезням, которые чаще всего поражают людей после 40 лет относятся:
сердечно сосудистые заболевания - болезни сердца, артериосклероз, гипертония;
рак;
диабет - заболевание, которые в среднем возрасте дает о себе знать все больше и больше и приобретает более острую форму;
болезни органов дыхания - бронхит, астма, энфизема и так далее.
Так же стоит отметить и некоторые факторы, усугубляющие здоровье и жизнь человека. К таким факторам следует отнести несбалансированное, нерегулярное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки (алкоголь, табакокурение) и конечно влияние стресса.
Одним из наиболее сильных событий - стрессоров являются:
смерть одного из супругов - 100% уровень стресса;
развод - 70% уровень стресса;
раздел имущества супругов - 65% уровень стресса;
травма или болезнь - 53% уровень стресса;
увольнение с работы - 47% уровень стресса;
изменение финансового положения - 38% уровень стресса.
Несмотря на негативную картину по заболеваемости, большинство людей среднего возраста не подвержены серьезным, угрожающим жизни формам болезням и сохраняют относительно - хороший уровень жизнедеятельности согласно статистическим данным приблизительно до 65 лет и выше.
1.1 Когнитивные изменения периода взрослости
Средний возраст отмечен изменениями, касающимися познавательной области. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека - М.: ТЦ Сфера, 2009 - с. 97По одной из теорий исследователи подразделяют интеллект на две большие группы - текучий интеллект. Текучий интеллект (способности, используемые для научения чему-то новому), включающий в себя процессы запоминания, восприятия узнавания, анализирования и решения различных задач достигает пика своего развития в период юности и постепенно снижается на всем протяжении взрослости. В отличие от текучего, кристаллизованной интеллект - это способность, которая приходит с опытом и образованием и, опираясь на осведомленность и знания, накопленные в течении длительного времени, позволяет формулировать суждения, анализировать проблемы и делать соответствующие выводы. Это форма интеллекта, полученная в результате образования и взаимодействием с культурной средой человека, прогрессирует и развивается на протяжении всей жизни человека. Кристаллизованный интеллект обладает мощным фундаментом знаний и опыта, которые позволяют людям средних лет поддерживать высокую продуктивность деятельности, особенно в области науки и искусства. Человек среднего возраста, опираясь на умения и навыки, накопленные за жизнь, полагается лишь на самого себя в процессе принятия самостоятельного решения, вместе с тем он старается учитывать интересы и ближайшего окружения, тем самым пластично адаптируясь в окружающей обстановке. Зрелый человек не пытается добиться чего - либо в жизни, считаясь только с сугубо эгоцентрическими желаниями, свойственные молодым. Он примет решение, опираясь на прошлый опыт, память, которая обладает избирательностью и хорошо организована и мудрость, которая приходит с годами. Я считаю, что качества, перечисленные несколько выше с лихвой компенсируют снижение какой - либо функции в познавательном процессе, либо утрате какого - либо конкретного навыка.
Задачи среднего возраста по Хейвигхерсту:
Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности.
Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня.
Выбор подходящих способов проведения досуга.
Помощь детям стать ответственным и счастливыми взрослыми.
Усиление личностного аспекта супружеских отношений.
Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.
Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.
Теория Э. Эриксона. Модель Хэйвигхерста близка к модели Э. Эриксона. Согласно Эриксону, основная проблема, встающая перед людьми среднего возраста - переход к генеративности (продуктивности, не успо...
Психологические факторы стремления к изменениям в период взрослости
Развитие психических функций человека. Взрослость как психологический период. Психофизиологическая эволюция взрослого человека. Особенности возрастног...
Развитие "чувства взрослости" у подростков
Подростковый возраст как наиболее сложный возрастной период. Характеристики объективной взрослости, наблюдаемые у подростков. Внешние и внутренние при...
Период ранней взрослости с точки зрения психологии
Социально-психологическая характеристика ранней взрослости. Изменения мотивационной сферы жизни личности в этот период. Любовь как фундаментальная эмо...
Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени личностью в период взрослости
Психологическая природа субъективного восприятия времени. Особенности субъективного восприятия времени личностью в период ранней взрослости. Переоценк...