Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Мотивы поведения дошкольников

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Мотивы поведения дошкольниковВведениеИзучение мотивов поведения человека, его мотивации заслуженно занимает центральное место в психолого-педагогической науке в связи с его огромным значением для решения научно-практических и теоретических вопросов. Мотивация, обеспечивает активизацию и целенаправленность поведения, выполняет, таким образом, в полной мере и регуляторную функцию, обуславливая суть психологии личности. Становление и формирование личности тесно связано с формированием все более устойчивого поведения в положительно мотивированной, вначале лично значимой деятельности. Еще в детском возрасте человек вступает в систему общественных отношений, начинает взаимодействовать с другими людьми в ходе различной деятельности. Все это непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений и во многом определяется системой складывающихся внутренних и внешних мотивов. Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей дошкольного возраста. Данное положение обуславливается многими причинами.Во-первых, дошкольники находятся в преддверии нового этапа своей жизни, а именно школьного обучения. Поэтому степень сформированности мотивов поведения может определять не только их дальнейший успех в учебной деятельности, но и статусное положение в коллективе, чувство самоуважения и др.Во-вторых, в дошкольном возрасте закладываются основы отношения ко многим видам деятельности (игре, учению, трудовой деятельности и т.п.), поэтому возникает необходимость формирования внутренней положительной мотивации ребенка, в контексте исполняемой им деятельности.В-третьих, немаловажным фактором является развитие саморегуляции поведения дошкольника, что также обуславливается спецификой формирования системы мотивов наряду с волевой сферой. Так ребенок, руководствующийся мотивами избегания неудач, будет демонстрировать совершенно другое поведение, нежели его сверстник, у которого будет доминировать мотивация достижения успеха, ребенок, руководствующий общественными мотивами, будет скорее находить себе друзей, займет достойное статусное положение в школьном коллективе.Кроме того, в дошкольном возрасте, по мнению А. Н. Леонтьева [9], завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка.Таким образом, проблема формирования и развития мотивов поведения и деятельности дошкольников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.Проблема развития и формирования мотивов поведения нашла свое отражение в работах многих исследователей.Так, например, Я.Л. Коломинский [7] указывает на всесторонние изменения, происходящие в сфере мотивации дошкольника, появление новых мотивов, обусловленных большей социализацией дошкольников по сравнению с детьми раннего возраста. Это же направление исследований можно наблюдать и у Л.И. Божович [1], которая проанализировав онтогенез мотивов, приходит к выводу о качественной перестройке в мотивационной сферах детей различного возраста.А.К.Маркова [11] на основе изучения практического опыта учителей, дает обстоятельный анализ средств и методов формирования мотивов учения у детей различного возраста. Д.Б. Эльконин и А.Л. Венгер [13] указывают на существенные изменение в мотивах поведения старших дошкольников в связи с подготовкой к поступлению в школу. Однако, не смотря на такое внимание со стороны исследователей, данная проблема требует своего дальнейшего изучения. Это связано как с изменениями, происходящими в самом обществе в сфере образования (появление негосударственных учреждений дошкольного образования, новых образовательных технологий ит.п.), так и с ростом научно-технического процесса, который в первую очередь проявляется в тотальной компьютеризации учебного процесса. Не секрет, что в настоящее время игра на компьютере, и все связанное с ней служат серьезным мотивирующим фактором детского поведения.Данная курсовая работа посвящена, таким образом, проблеме мотивов поведения дошкольников. В ней определяются следующие:Цель исследования: изучение особенностей мотивов поведения дошкольников.Задачи исследования: а) проанализировать теоретические источники по проблеме психологии мотивации; б) раскрыть специфику развития и формирования мотивационной сферы дошкольников; в) выяснить специфику соотношения общественных и личностных мотивов дошкольников, определяющих их поведение. Объект исследования: мотивы поведения дошкольников.Предмет исследования: особенности соотношения общественных и личных мотивов поведения у детей дошкольного возраста.Гипотеза исследования: мотивация поведения дошкольников имеет определенные особенности, обусловленные возрастными характеристиками возраста, что в конечном итоге влияет на соотношение общественных и личных мотивов в их поведении.
  • Теоретические аспекты психологии мотивации
  • 1.1 Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в психолого-педагогической наукеМотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне[19,c.369.].Поэтому проводят разграничение между мотивацией как диспозицией, или тенденцией, и мотивацией как активацией, или возбуждением. Организм может при определенных обстоятельствах испытывать тревогу, страх или голод как мотивационную тенденцию, но мотивация как активнее состояние появляется только в тот момент времени или в той ситуации, когда данный организм действительно возбужден, то есть мотивирован. Поскольку психологи заняты поиском законов, распространяющихся не только на поведение людей, но и на поведение низших животных, литература в области мотивации охватывает темы, которые касаются характеристик, универсальных для всех форм животной жизни (напр., голод), наряду с темами, которые ограничиваются исключительно человеческими характеристиками (напр., стремление к достижению и совершенству). О мотивации говорят как об организменной переменной в том смысле, что она является состоянием индивидуума, а не внешней среды.О моти...
    Другие файлы:

    Формирование культурного поведения у дошкольников
    Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. Основные психологические механизмы мотивации просоциальн...

    Воспитание гуманного поведения у старших дошкольников
    Задачи гуманного поведения дошкольников; личностно-ориентированный подход в его формировании. Анализ влияния сюжетно-ролевой игры на моральное развити...

    Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников
    Семья как социальный институт. Специфика современной семьи. Особенности речевого поведения дошкольников. Апробация эксперимента по выявлению влияния р...

    Воспитание культуры поведения старших дошкольников
    Характеристика психолого-педагогических особенностей формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте. Описание основных методов воспитан...

    Мотивы суицидального поведения
    Понятие и основные причины суицидов, оценка и предпосылки их распространенности в современном обществе. Мотивы суицидального поведения в молодежной ср...