Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Воспитание гуманного поведения у старших дошкольников

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Задачи гуманного поведения дошкольников; личностно-ориентированный подход в его формировании. Анализ влияния сюжетно-ролевой игры на моральное развитие ребенка. Экспериментальное выявление уровня воспитанности гуманного поведения старших дошкольников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Цель и задачи гуманного поведения дошкольников

1.2 Формирование гуманного поведения дошкольников как педагогическая проблема

1.3 Личностно-ориентированный подход в решении проблемы формирования гуманного поведения старших дошкольников

Выводы по первому разделу

РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ГУМАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Критерии, показатели и уровни сформированности гуманного поведения

2.2 Система работы по воспитанию гуманного поведения у старших дошкольников

Выводы по второму разделу

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Демократические процессы, которые происходят в государстве вызвали потребность в гуманизации дошкольного воспитания. Это предусматривает, как отмечается в Базовом компоненте дошкольного образования в Украине, привлечение ребенка к системе выработанных человечеством ценностей, организацию условий для его духовного роста, формирования основ ценностного отношения к действительности.

В "Федеральном государственном стандарте дошкольного образования" одним из направлений работы является объединение обучение и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование общей культуры личности детей, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Решение данных задач в полной мере можно осуществить на занятиях по нравственному воспитанию.

Гуманизм - одна из фундаментальных характеристик общественного существования и сознания, сущность которого заключается в отношении к людям как к высшей ценности. Он выявляется в альтруизме, желании делать добро, помогать людям, милосердии, сочувствии. Гуманизм всегда выступал в ответ на любую угрозу для человечества. Обращение к гуманизму в наше время предопределено сложным социально-экономическим состоянием общества, когда появляется угроза установления приоритета индивидуально-потребительских ценностей. Поэтому важным является воспитание гуманной личности, которая будет способна реализовать себя в социуме через гармонию с внутренним "Я" и гуманистическое взаимодействие с окружающим миром.

Результаты исследований Л. Артемовой, Л. Божович, С. Карповой, О. Кононко, В. Котырло, М. Лисиной, Т. Пониманской, Е. Субботского, Т. Фасолько, С. Якобсон засвидетельствовали, что на этапе дошкольного детства моральные нормы являются мотивами поведения. Поэтому, гуманное поведение личности можно начинать формировать в процессе ознакомления ребенка с соответствующими нормами гуманности, которые требуют конкретизации в какой-либо жизненной ситуации.

В исследованиях педагогов и психологов проблема воспитания гуманного поведения представлена такими отдельными ее проявлениями, как чуткость (М. Воробьева, Т. Пономаренко), сочувствие, сопереживание (Г. Кошелева, Л. Стрелкова), гуманные взаимоотношения (Л. Артемова, А. Гончаренко, В. Котырло, В. Павленчик), заботливость (И. Дёмина, М. Тимошенко), взаимопомощь (А. Виноградова, Л. Пеньевская, Т. Пониманская, Т. Репина). Формированию опыта гуманного поведения старших дошкольников посвященное исследование Н. Цукановой, взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи в воспитании гуманного поведения детей старшего дошкольного возраста - Л. Врочинской.

Актуальность проблемы воспитания гуманного поведения в дошкольном возрасте обусловили выбор темы исследования "Воспитание гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста".

Цель исследования заключается в разработке системы работы по воспитанию гуманного поведения старших дошкольников.

Задачи исследования:

1) изучить состояние проблемы воспитания гуманного поведения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2) выявить цель и задачи воспитания гуманного поведения старших дошкольников.

3) определить критерии, показатели и уровни воспитания гуманного поведения.

4) экспериментально проверить эффективность системы работы по воспитанию гуманного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - воспитание гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - система работы по воспитанию гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с определенными задачами были применены такие методы исследования:

- теоретические: анализ научно-методических источников с целью определения сущности, содержания, методов воспитания гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста;

- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы, контрольный срез); диагностические методы (наблюдение, беседа, педагогическая ситуация) с целью изучения уровня воспитанности гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста;

- статистические: методы математической обработки экспериментальных данных с целью определения эффективности разработанной методики работы по воспитанию гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная база исследования: ДУЗ "Воробушек", с. Воробьево, Сакский район. (В опытно-экспериментальной работе участвовали двадцать детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы включает 80 страниц, в тексте вмещены 4 таблицы. Список использованных источников содержит 65 наименований трудов отечественных и зарубежных авторов.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Цель и задачи гуманного воспитания дошкольников

Гуманность (от лат. humanus -- человечный) -- обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.

Понятие "гуманности" как социальной установки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого "помогающего поведения" и др. В своей развитой форме гуманность субъекта выступает в группах высокого развития, где она является способом существования межличностных отношений, при которых каждый член коллектива относится к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому, исходя из целей и задач совместной деятельности. В коллективе каждой личности обеспечено не только должное уважение, но и высокая требовательность.

Формирование гуманности в онтогенезе связано с развитием самосознания ребенка, выделением себя из социального окружения. Исследования показали, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит совместной деятельности, предполагающей реальное Сотрудничество ребенка сначала со взрослым, затем со сверстником. Совместная деятельность создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в игре и общении формирует у ребенка гуманное отношение к значимым другим, от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (таких, как сострадание неблагополучию и сорадование успехам) он переходит к опосредствованным моральными нормами актам соучастия в совместной деятельности. Изучение закономерностей становления и развития гуманности как характеристики личности, а также механизмов ее функционирования является важной задачей нравственного воспитания человека, формирования всесторонне развитой личности.

Гуманное воспитание - это:

- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой гуманного воспитания является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Гуманное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности.

Гуманное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная в...

Другие файлы:

Воспитание культуры поведения старших дошкольников
Характеристика психолого-педагогических особенностей формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте. Описание основных методов воспитан...

Формирование культурного поведения у дошкольников
Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. Основные психологические механизмы мотивации просоциальн...

Воспитание гуманных чувств
Воспитание гуманных чувств у дошкольников. Создание условий для формирования у детей-дошкольников гуманного отношения к окружающим. Роль взрослого в ф...

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
Методика и анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. Воспитание культуры поведения с позиций современ...

Формирование динамических представлений об изменениях в живой природе у старших дошкольников
Научная основа ознакомления детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ. Условия, необходимые для формирования динамичес...