Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Возрастно-психологические особенности подростков

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Возрастно-психологические особенности подростковОдним из основных, т.н. критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.При оценке и интерпретации наблюдаемого поведения подростков в школе, на уроке, в кругу сверстников, педагоги нередко пользуются житейскими представлениями, которые не всегда адекватно отражают истинные причины тех или иных поступков. Поэтому для повышения социальной перцепции (межличностного восприятия), чтобы понять внутреннюю логику поведения подростка и соответственно ей выстраивать межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе необходимо быть хорошо осведомленным о возрастных особенностях и задачах личности подростка, которые обуславливают как его учебную деятельность, так и его межличностное взаимодействие в процессе этой деятельности. Итак, попробуем ответить на вопрос: «Чем же отличается подросток от других возрастных категорий детей?».Прежде всего, с чем мы сталкиваемся при изучении исследований в области психологии подростков – это с обилием исследований как отечественных, так и зарубежных, посвященных особенностям подросткового периода онтогенетического развития, многие из которых носят так называемый описательный или симптоматический характер. К этим исследованиям можно отнести изучение особенностей подросткового поведения, взаимоотношений подростков с социальной средой, исследования интеллекта подростков, личностных особенностей и т.д. Такие исследования обогатили психологию подростка достаточно противоречивыми научными фактами (феноменологией).Симптоматическое исследование подростков привело к утверждению, что изучение подростков – это изучение контрастов, перемен, экспериментирования и роста.Считается, что подростки отличаются по характеру и поведению от взрослых тем, что, они с одной стороны чрезвычайно сконцентрированы на самих себя, а с другой стороны – способны проявлять впечатляющие проявления альтруизма. Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, однако они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь. Многие ученые указывают, что подобные колебания позволяют подростку, так или иначе, выбрать свой путь в жизни, приблизившись к миру взрослых, что является самой важной задачей на данном возрастном этапе.Таким образом, эклектический подход при изучении проблем подросткового возраста приводит, с одной стороны, к возникновению многочисленной, труднообозримой, и противоречивой научной фактологии (феноменологии), а, с другой стороны, к невозможности построения психологической теории подросткового возраста, которая способствовала бы как научному анализу, систематизации, и осмыслению исследований в области психологии подростка, так и применению накопленного научного багажа для решения практических проблем, связанных с воспитанием и обучением подростков. Это в свою очередь существенно затрудняет использование.Чтобы разобраться в сущности научной фактологии при изучении такой психологической реальности, как личность подростка необходимо, прежде всего, обозначить само понятие «подростковый возраст».Следует заметить, что лишь в определении данного понятия с точки зрения последовательности возникновения в онтогенетическом развитии особых противоречий нет. Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Многие авторы наравне с понятием «подростковый возраст» используют понятие «переходный возраст». Встречаются, однако, исследователи, которые не согласны с мнением, что подростковый возраст является последним до наступления зрелости, и вводят в возрастную периодизацию переходный возраст от подросткового к юношескому, или же ранний юношеский возраст, когда многие авторы отождествляют два этих периода онтогенетического развития, избегая употреблять понятие «юность». Многие исследователи прибегают к более детальной периодизации в границах самого подросткового периода, выделяя при этом ранний подростковый и средний подростковый или старший. Следует обозначить еще одну проблему, связанную с определением понятия «подростковый возраст» – это представление о границах. До сих пор нет четкого представления о критериях на основании которых ребенка можно отнести к уже или еще подростковому возрасту.Решение этой проблемы, как и проблемы возрастной периодизации развития каждый раз зависит от теоретических позиций конкретного исследователя, которые, при презентации локальных исследований по проблемам подросткового возраста, в основном трудно определимы. Авторы, при описании научных исследований, посвященных проблемам подросткового возраста, как правило, не обозначают ни теории, на основании которой проводилось исследование, ни критериев, на основании которых выявленный научный факт (особенности поведения, интеллекта, отношений и т.д.) относиться именно к подростковому периоду, указывая только на хронологической возраст респондентов. Однако даже хронологическое границы подросткового периода в настоящее время не имеют четкого обозначения. Ф. Райс указывает на факт постоянного удлинения этого периода, обозначая приблизительные хронологические границы от 13 – до 19 лет. На удлинение данного периода онтогенетического развития указывают и другие авторы (Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина и т.д.). Для западной психологии при решении различного рода научных задач в области психологии подростка, таких как определение границ подросткового возраста, описании особенностей подростка и т.д., характерен эклектический, трактуемый как междисциплинарный подход, при котором наряду с психологическими критериями выделения подросткового периода, психологами используются медицинские, социальные, педагогические, биологические (физиологические), юридические и другие показатели. Верхнюю границу подросткового периода определяют через интегральное понятие «зрелость». «Зрелость в данном случае определяется как период жизни, когда человек полностью развит в физическим, эмоциональном, социальном, интеллектуальном и духовном отношениях», оговаривая при этом тот факт, что по данным показателям, можно зафиксировать несоразмерность развития личности, при которой по одним показателям она уже достигла состояние зрелости, а по другим еще нет. Например, физически развитой человек может отставать в эмоциональном плане, а интеллектуал, может не достигнуть полной духовной и моральной зрелости. В отечественной психологии схожей точки зрения на определение зрелости, придерживается А.А. Бодалев, выделяя три «ипостаси»
Другие файлы:

Психологические особенности одиночества у подростков
Характеристика одиночества как социальной проблемы. Анализ основных типов одиночества. Психологические особенности подросткового возраста. Высокая кон...

Представления подростков о прародителях
Теоретические подходы к проблеме исследования представлений подростков о бабушках и дедушках. Психологические особенности подросткового возраста. Мест...

Творческое воображение подростков
Психологические особенности подросткового возраста. Особенности творческого воображения подростков - объективный и субъективный типы. Исследование осо...

Суицидальное поведение подростков
Психологические особенности подростков с риском суицида. Проблема самоубийства, его факторы и профилактика. Эмпирическое исследование проблемы суицида...

Индивидуальные психологические особенности акцентуированных старших подростков с девиантным поведением
Понятие, виды, причины формирования отклоняющегося поведения. Психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте. Методы опред...