Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психодиагностическая работа с младшими школьниками

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТим. Н.Ф. КАТАНОВАПсихолого-педагогический факультетКафедра психологии развитияПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИАБАКАН -2006СодержаниеВведение1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста2. Диагностическая работа - одно из направлений деятельности психолога в начальной школе3. Обзор методик используемых в диагностике младших школьников3.1 Диагностика психологической готовности к школьному обучению3.2 Диагностика родительских представлений о готовности их детей к школе3.3 Диагностика особенностей адаптации ребенка к школе3.4 Диагностика познавательного развития в младшем школьном возрасте3.4.1 Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющихся у них запаса бытовых знаний3.4.2 Оценка восприятия младшего школьника3.4.3 Оценка мышления младшего школьника3.4.5 Оценка памяти младшего школьника3.4.6 Оценка свойств внимания младшего школьника3.5 Диагностика эмоциональной сферы и личности младшего школьника3.6 Метод наблюдения и беседы в диагностике психического развития младших школьниковЗаключениеСписок используемой литературыПриложенияВведениеВ контрольной работе рассматриваются вопросы диагностической работы психолога начальной школы. Актуальность данной деятельности психолога обусловлена тремя основными причинами:1.Вхождение в период младшего школьного возраста связано с возрастным кризисом, когда формируются качественно новые свойства и особенности ребенка. ( Эти новообразования подробнее будут рассмотрены в 1 главе.)2.Период младшего школьного возраста связан с переходом ребенка в новую социальную среду, что существенно влияет на формирование его психических процессов и межличностной сферы, а значит и на личность в целом.3.Приобретение учебных навыков оказывает влияние на развитие учебной компетентности ребенка и, следовательно, на успешность его дальнейшего обучения.Мы рассмотрим специфику диагностической работы школьного психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями. Определим задачи и формы диагностики. Представим диагностические методы и методики, использование которых позволяет наиболее полно и систематизировано составить психолого-педагогический портрет младшего школьника, проследить динамику развития от поступления в школу и до перехода в среднее звено.Рассмотрим комплекс методик, направленный на изучение познавательной деятельности, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер личности младшего школьника.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возрастаМладший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей и на основе которой образуются основные психологические новообразования первоклассника. Мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся произвольными.Начальная цель взаимодействия психолога с ребенком- первоклассником – это определение (и в случае необходимости формирование) его готовности к школе, выявление индивидуальных особенностей на любом уровне их развития, особенностей познавательной сферы, а так же сформированности личности первоклассника. Несформированность необходимых психологических образований, требуемых учебных умений и навыков, мотивационная или интеллектуальная неготовность ребенка к обучению нередко приводят к возникновению различных типов школьной дезадаптации, т. е. к трудностям и проблемам в учебной деятельности, общении, поведении. Проявления дезадаптации у первоклассников - низкая успеваемость, крайние формы недисциплинированности. Психологическими причинами этого может быть низкий уровень функциональной готовности – так называемая школьная незрелость, т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно – психических функций задачам школьного обучения. Кроме того частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы. Поэтому выбор направления работы психолога начальной школы сложен и ответственен.Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени. Существенно снижаются пороги всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим, оно интеллектуализируется. В мышлении происходит переход от центрации к децентрации. Для мышления характерны следующие особенности, которые мог...
Другие файлы:

Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками
Основные современные концепции начального образования. Способы дифференциации учебной работы с младшими школьниками. Выявление уровня полученных знани...

Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР
В пособии представлена программа логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР. Приведенные конспекты иллюстрируют содержание логопедических заня...

Особенности восприятия художественного текста младшими школьниками
Проблема восприятия художественной литературы младшими школьниками. Обдумывание заголовка и выделение главной мысли. Фрагментарный, констатирующий, ан...

Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками
Сущность и особенности организации внеурочной деятельности с младшими школьниками. Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности, его...

Тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дезадаптации
Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Проблема тренингов общения с младшими школьниками как средства коррекции шк...