Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Ценностные ориентации у подростков

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ВведениеПодростковый период представляет наибольшие возможности для определения условий и механизмов становления растущего человека как личности. Процесс формирования личности в этом возрасте не завершается. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития.Если рассматривать личность с точки зрения диспозиционного подхода, то можно сказать, что ее внутреннюю сущность составляет совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов, то есть черт, которые и определяют ее поведение. Именно от них зависит, как подросток будет поступать в той или иной ситуации.Особенности референтной группыОдним из основных структурных компонентов формирования личности подростка являются ценностные ориентации – разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Именно ценностные ориентации для подростка служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Наибольшее влияние на ценностные ориентации подростка оказывает референтная группа, система ценностей и норм которой выступает для него эталоном.Подросток – еще не цельная зрелая личность, отдельные его черты могут диссонировать. Неустойчивость, подвижность всей психической жизни подростка приводит к изменчивости представлений о себе, других людях. Представление - это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В истории психологии отношение к понятию «представление» было неоднозначным, что обуславливает необходимость его подробного рассмотрения в настоящее время.Представление подростка о референтной группе, чьи нормы, установки и ценностные ориентации не только принимаются подростком во внимание при реализации социального поведения, но и становятся мотивом поведения личности. Именно в результате принятия норм и ценностей референтной группы подростком происходит гармоническое развитие его личности.Вышеуказанные аспекты подтверждают тот факт, что проблема референтных групп является значимой, особенно в подростковом возрасте, где личность встает на новую ступень своего развития, что обусловило концептуальный аппарат данного исследования.Цель учебно-исследовательской работы: изучение особенностей черт личности подростка, его представлений о референтной группе и их возможной взаимообусловленности.Согласно цели исследования, были использованы следующие методики: 1). «Двенадцати факторный личностный опросник» (Р.Б.Кеттелл, Р.В.Коан (детский вариант), 2). Внешнегрупповая референтометрия (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко), «Ценностные ориентации» (Рокич).Вначале, логика исследования была направлена на изучение черт личности подростка: нами были изучены 11 шкал черт личности подростка. В результате, были выявлены наиболее выраженные шкалы у испытуемых: эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения. Далее логика исследования представляла поиск возможных причин в определенных чертах личности подростка, в том числе, по степени выраженности (акцентуант – не акцентуант).На следующем этапе, в результате изучения референтных групп и внутригрупповых подгрупп, были определены основные представления подростков о подгруппах: родственники, сверстники, идеальный образ – герой.Так, при изучении личностных черт подростков и их представлений о референтных группах было выявлено:1) подростки, определяющие своей референтной группой родственников (и в первую очередь – родители), 22 чел. (91%), наделены чертами: эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения; ярко выраженными чертами характера (акцентуанты) обладают 11 чел. (46%), проявлением характера в пределах нормы – 11 чел. (46%);2) подростки, определяющие своей референтной группой сверстников 15 чел. (63%) наделены чертами: эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, беспечность-озабоченность, высокая совестливость-недобросовестность напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, высокий-низкий самоконтроль поведения; из них акцентуанты 7 (29%)– не акцентуанты 8 (33%);3) подростки, определяющие своей референтной группой «идеальный образ – герой» 4 чел.(15%) - наделены чертами: эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость, совестливость-недобросовестность, беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, высокий-низкий самоконтроль поведения; из них акцентуанты 2 (8%) – не акцентуанты 2 (8%).Дополнительно было проведено исследование ценностных ориентаций. Т.к. они являются одним из основных структурных компонентов личности, мы исследовали их взаимообусловленность от представлений о референтных группах. Соответственно было выявлено:1) подростки, определяющие своей референтной группой родственников (и в первую очередь – родители), проявили ЦО: 6 чел. (25%) – внешнюю, 11 чел. (46%) – внутреннюю, 5 (21%) чел. как внешнюю, так и внутреннюю;2) подростки, определяющие своей референтной группой сверстников, проявили ЦО: 5 чел.(21%) – внешнюю, 7 чел. (29%) – внутреннюю, 4 чел.(17%) как внешнюю, так и внутреннюю;3) подростки, определяющие своей референтной группой «идеальный образ – герой», проявили ЦО: 2 чел. (8%) – внешнюю, 1 чел. (4%) – внутреннюю, 1 чел.(4%) как внешнюю, так и внутреннюю.Вывод: особенности личности подростка, его черты личности (как и ценностные ориентации), не определяются и не взаимообусловлены их представлениями о референтной группе (в нашем случае - родители). Особенностью является и то, что подростки выделяют для себя несколько референтных групп одновременно, что усложняет выделение характерных черт личности.Прикладное значение данного экспериментального исследования: поиск преобладающей референтной группы (родители), что стало определяющим для адресного составления проекта, направленного на психологическое сопровождение родителями формирования устойчивых черт личности подростка.В нашем проекте мы опираемся на взгляд Маклакова А.Г., который рассматривает личность как совокупность устойчивых черт, которые позволяют личности успешно адаптироваться к условиям социальной среды. Таким образом, наш проект будет направлен на формирование устойчивых черт личности подростка, что будет способствовать его успешной социально-психологической адаптации.Исследование групповой сплоченности детейОтрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т.е. в его переживаниях и мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12 – 13-летнем возрасте.В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.Группа создает особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» (сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.С развитием группового общения связанна одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема групповой сплоченности.Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в коллективе является метод социометрии. Вопрос изучения отношений в группе при помощи социометрии является актуальным для современной психолог...
Другие файлы:

Ценности и ценностные ориентации в культуре общества
Ценностные ориентации, их классификация и структура. Пирамида потребностей Маслоу. Иерархия ценностей жизнеобеспечивающего, антропокоммуникативного и...

Ценности и ценностные ориентации молодежи
Понятие ценности и ценностной ориентации. Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества. Материально-экономические, духовно-нр...

Ценностные ориентации современных подростков
Дефиниция понятия ценностных ориентаций в историческом аспекте. Формирование, основные психологические элементы и система ценностных ориентаций подрос...

Социально-психологические проблемы подростков в обществе
Проблема трудных учащихся как одна из центральных психолого-педагогических проблем. Причины появления трудных детей и подростков. Ценностные ориентаци...

Взаимосвязь личностных характеристик и выбора профессионального обучения у подростков
Понятие личностных особенностей, психологическая структура личности. Классификация способностей, основные типы темперамента и акцентуации характера. И...