Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психопрофилактика девиантного поведения среди подростков

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
ОглавлениеВведениеГлава I. Теоретические основы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической практике1.1 Девиантное поведение: определение, характеристика, причины1.2 Факторы, приводящие к девиантному поведению подростков1.3 Подходы к психопрофилактике девиантного поведенияГлава II. Организация психопрофилактической работы с подростками с девиантным поведением2.1 Экспериментальное исследование проявлений девиантного поведения у подростков2.2 Анализ результатов констатирующего исследования2.3 Психопрофилактическая программа социальной адаптации подростков с отклоняющимся поведениемЗаключениеСписок использованных источниковПриложенияВведениеОбщество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения тех людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальными нормами. Религия, литература, наука, искусство, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление.Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения приобрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов.Одна из причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде - курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами кризиса.В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - превентивные, профилактические, коррекционные, реабилитационные [3, 18].Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению. Проблемами девиантного поведения, его формированием и профилактикой занимались такие ученые как Ч. Беккарло, М. Вебер, Э. Фэрри, Г. Парсонс и другие известные ученые всего мира.Объект исследования: девиантное поведениеПредмет исследования: способы и приемы психологической профилактики девиантного поведенияГипотеза: Если выявить склонности к девиантному поведению и провести комплекс психопрофилактических мероприятий, то можно избежать формирования отклоняющегося поведения.Задачи:1) проанализировать психолого-педагогические труды по вопросам девиантного поведения и выявить причины, приводящие к нему;2) изучить комплекс психолого-педагогических методик с целью выявления форм, личностных особенностей подростков с девиантным поведением;3) изучить психофизиологические особенности подростков с девиантным поведением;4) изучить современные психологические разработки по профилактике девиантности.5) разработать комплекс психопрофилактических мероприятий среди подростков.Глава I. Теоретические основы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической практике1.1 Девиантное поведение: определение, характеристика, причиныОбщество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения. Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем [2].Каковы же основные причины, обуславливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм? Таковыми причинами являются:
  • Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.
  • Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;
  • Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования [2, 9].
  • Таким образом, в современных общественных науках девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. Понятие "норма" является исходным для изучения любых девиаций. Девиантное поведение определяется как:поступок, действие человека;как социальное явление.Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются следующие варианты социальной дезадаптации:1) дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт.2) асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе - нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезаадаптация...
    Другие файлы:

    Профилактика девиантного поведения среди подростков
    Исследование социально-психологических особенностей подростков как социально-демографической группы. Изучение основных причин девиантного поведения по...

    Социальный дискомфорт в отношениях между членами семьи как причина девиантного поведения подростков
    Воздействие социального дискомфорта в семейных отношениях на формирование девиантного поведения подростков. Технология социальной работы с детьми и по...

    Особенности психологической коррекции девиантного поведения подростков в условиях семьи
    Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения. Концепции девиантного и деликвентного поведения. Специфика семейн...

    Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков
    Теоретические основы изучения девиантного поведения как социально-педагогической проблемы. Причины возникновения и развития девиантного поведения у де...

    Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема
    Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия девиантного поведения подростков. Особенности отдельных психических...