Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологический портрет младших школьников с различным статусом в социометрической иерархии

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Дипломная работаПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАТУСОМ В СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИСодержаниеВведениеГлава 1 Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
  • Структурные компоненты данного возраста.
  • Генезис взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками.
  • Глава 2 Ребенок младшего школьного возраста в системе социальных отношений.2.1 Особенности и структура учебной группы.2.2 Статус ребенка в школьном коллективе.Глава 3 Эмпирическое исследование.3.1 Описание выборки.3.2 Обоснование выбора и характеристика методов исследованияВведениеКаждый человек, начиная с момента рождения, попадает в различные социальные группы, которые обеспечивают ему определенный уровень комфортного существования. На протяжении всей жизни одни группы меняются, другие совсем исчезают, а на их месте появляются следующие: родительская семья заменяется своей семьей, группа детского сада на школьный класс, студенческая группа на рабочий коллектив и т.д. Потребность человека находиться среди людей, быть включенным в определенные группы является одной из важнейших потребностей. Однако необходимым уточнением здесь является то, что эта принадлежность должна быть не внешнего характера ( например, ребенок записан в данный учебный класс, потому что это ближайшая школа к дому, где он живет; студент зачислен в данную студенческую группу, потому что поступил в определенный Вуз в определенном году), а иметь эмоционально - личностное содержание. Быть принятым в группу, которая уважает и ценит тебя как человека, с которой тебя объединяет общность интересов и целей – поистине мечта каждого. Для детей младшего школьного возраста учебный коллектив играет решающую роль в развитии их личности. Именно в этом возрасте происходят большие изменения в отношениях детей друг с другом. Божович Л.И. пишет, что “в этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителем, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.” [3, с284] Конечно и в дошкольном возрасте ребенок общается со сверстниками, являясь частью группы детского сада, однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность. Учебный коллектив, как и любая другая группа, имеет социальную структуру, внутри которой каждый учащийся занимает свое место. И вот именно здесь возникает вопрос: почему один ученик – всеми признанный лидер, а другой полностью изолирован от коллектива? Что в личности одного так привлекает одноклассников, а в личности другого отталкивает? Актуальность. Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Развитие этих отношений идет в двух направлениях. Как я уже писала, в данном возрасте у ребенка впервые появляется обязательная общественно- значимая деятельность – учеба, что способствует формированию системы деловых отношений, которая во многом задается извне, со стороны учителя. Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официально организованного оформления, ее структура складывается изнутри, стихийно. Способность ребенка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном коллективе, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшую реализацию в данных видах отношений. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, конечно же, отражается на их эмоциональной и познавательной сферах. В связи с этим появляется необходимость изучения личностных особенностей учащихся занимающих различное положение в групповой иерархии, что позволит выделить существующие в этой области психологические проблемы, а также оптимизировать процесс взаимодействия между детьми. И так можно сделать вывод, что актуальность данной работы обусловлена: во-первых, недостаточным исследованием проблемы взаимосвязи личностных свойств детей младшего школьного возраста с их социометрическим статусом в учебном коллективе; во-вторых, при решении психологических проблем, возникающих в процессе взаимодействия между детьми, необходимо учитывать изучаемые нами личностные особенности. Новизна данной работы: составление психологических портретов детей с различными статусами, а не просто выделение различных личностных качеств, которые определяют местоположение учащегося в классе. Такой целостный подход дает возможность использовать полученные данные в практической деятельности школьного психолога.Деловые и личные отношения внутри учебного коллектива зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе, когда учительница начинает знакомить детей друг с другом, стремится их сдружить. В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется всеми детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает свое особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений. Положение человека в группе принято называть социометрическим статусом, который показывает степень включенности личности в некоторую систему. Бесспорным фактом является то, что социометрический статус человека в группе зависит от его индивидуально-психологических и личностных характеристик. Исходя из этого можно выделить объект и предмет исследования данной работы.Объект: Индивидуально- психологические особенности детей младшего школьного возраста.Предмет: Взаимосвязь личностных качеств младших школьников с их социометрическим статусом в школьном коллективе.Изучению зависимости статуса от личностных и групповых характеристик посвящено много исследований и у нас в стране, и за рубежом. Среди отечественных авторов можно выделить работы Аркина Е.А.(1927), Беляева В.(1929), Залужного А.С.(1931), Блонского П.П.(1964), посвященные изучению качеств личности лидера. Ряд работ посвящено детерминации статуса в реальных коллективах: производственных ( Валентинова,1965; Голубева, Кузмин,1966; Русалинова,1969и др.); научных ( Мангутов,1969; Виноградова,1974; Ленская, 1977; Белкин, 1986 и др.); спортивных ( Волков,1971; Ромашкина, 1981 ); воинских ( Глоточкин,1972; Барсуков,1979 и др.); а так же в учебных ( Коломинский, 1976,1984; Березовин, 1978; Конникова,1972 и др.) [ ]Каждый из авторов предлагает свою точку зрения на данную проблему, хотя эта разница во взглядах легко объяснима: не существует единой точки зрения на концепцию личности и малой группы; нет согласованности относительно методов исследования, но, несмотря на подобные различия, можно выделить и общие моменты, касающиеся гипотезы и экспериментальных подходов ее доказательства. Наиболее общая гипотеза данных исследований заключается в следующем: социометрический статус детерминируется суммой независимых качеств личности, особенностей поведения, социально демографических характеристик, внешности, особенностей высшей нервной деятельности, успешностью в той или другой деятельности.Исследованиям в области межличностных взаимоотношений, а так же взаимосвязи личностных о...
    Другие файлы:

    Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов
    Психологический портрет учеников младшего школьного возраста. Исследование формирования практических умений и развитие памяти у детей. Понятие экскурс...

    Методика выявления социометрической структуры группы
    Определение сущности и характеристика особенностей реализации социометрической методики в контексте изучения методических проблем использования социом...

    Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников
    Данное пособие представляет собой специальный психологический курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе, помогающий решать комплекс зада...

    Развитие памяти младших школьников в процессе учебной деятельности
    Понятие памяти младших школьников. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Диагностик...

    Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения
    Теоретические аспекты и состояние исследований проблемы формирования самоконтроля у младших школьников. Психологические особенности младших школьников...