Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психологический портрет учеников младшего школьного возраста. Исследование формирования практических умений и развитие памяти у детей. Понятие экскурсионного обслуживания. Составление программы тура для младших школьников: "Знакомство с Петербургом".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет мировой культуры

Кафедра музеологии и культурного наследия

Реферат

Тема: "Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов"

2013

Содержание

Введение

1. Психологический портрет группы

2. Исследования формирования практических умений и развитие памяти у младших школьников

3. Понятие экскурсионного обслуживания, памяти

4. Программа тура для младших школьников: "Знакомство с Петербургом"

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Все впечатления, которые ребёнок получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются и воспроизводятся. Память лежит в основе способностей ребёнка и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Есть дети, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. А есть, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда - то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти. Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся. Формирование у детей практических умений предполагает решение двух проблем: первая заключается в том, чтобы научить младших школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - чтобы научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Однако, как показывает массовая практика, педагоги уделяют основное внимание главным образом формированию у учащихся умения действовать в знакомой и несколько измененной ситуации. Данные проведенных исследований свидетельствуют о слабом владении младшими школьниками умениями планировать, организовывать, контролировать учебную деятельность, что является одной из существенных причин их неуспеваемости. Экскурсии помогают развивать память и способствуют лучшему усвоению информации. В данной работе мы рассмотрим аспекты и методики восприятия у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания. В настоящее время школьные экскурсии рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики.

Проблема исследования. Для детей младшего школьного возраста необходим особенный подход в проведении экскурсий, подход прежде всего развивающий память.

Цель: определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников, а так же закрепить изученный материал полученный в процессе обучения.

Объект: процесс формирования практических умений младших школьников. Предмет: влияние экскурсий на выработку практических умений младших школьников.

Практическая значимость работы: практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных данных и выводов на практике: в общеобразовательных учреждениях для улучшения усвоения знаний детьми различного возраста и повышения продуктивности запоминания материала.

1. Психологический портрет группы

Младший школьный возраст (6-10 лет). Этот возраст - первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. В этот период замедляется рост, но увеличивается вес, идет интенсивное развитие мышечной системы, совершенствуется нервная система, развиваются функции головного мозга. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения). В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению, важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем. Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Исследования показали, что эта возрастная слабость (*[1], [2]) - не только недостаток, но и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость. На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. Для учеников младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.

В этом возрасте проявляется особый интерес младшего школьника к вычислениям, счету в уме, но это не показатель математических способностей. Математик, академик А. Колмогоров отмечает: " Ранние детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании старшими". Успехи в такого рода занятиях, позволяющие блистать среди сверстников, также могут оказаться лишь эпизодом возрастного развития.

Действительная одаренность к математике требует других качеств ума, выступающих в более позднем возрасте. А проявятся ли они у ребенка - еще неизвестно. Некоторые дети, начиная младшего школьного возраста, обнаруживают легкость и изобретательность в оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными обозначениями. Но, как правило, в дальнейшем, когда потребуется конкретный, содержательный анализ, дети испытывают затруднения, и тогда становится заметной односторонность и неполнота их умственных возможностей.

2. Исследования формирования практических умений и развитие памяти у младших школьников

В обширном исследовании П.И. Зинченко[3] сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания - произвольного и непроизвольного - у испытуемых разного возраста. Л.В.Зайков и Д.М.Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами В исследованиях Н.А. Корниенко сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала. Большинство этих исследований направлено на вычисление того, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания, его объём, скорость, длительность удерживания заученного материала. Именно в этом направлении пошли уже самые ранние исследования памяти, проводимые Джкобсом изучавшие запоминание однозначных чисел учащимися начальной и средней школы. Результаты всех этих исследования показали, что все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Память людей различается по нескольким параметрам: скорости, прочности, длительности, точности, объему заполнения. Говоря о людях с хорошей или плохой памятью, имея в виду общую недифференцированную характеристику памяти можно выделить также уровень развития у каждого человека по ее видам. Иногда одному человеку, для того чтобы лучше запомнить материал необходимо его прочесть, т.к. при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительную память, то другому легче опираться на слуховую память и акустические образы. Третьему легче запоминать и воспроизводить движение и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями. Все те или иные варианты восприятия материала стоит учитывать при разработке экскурсии.

Совершенствование формирования у младших школьников умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах на сущность э...

Другие файлы:

Формирование умений диалогической речи младших школьников посредством ролевой игры на уроках английского языка
Роль ролевых игр в формировании умений диалогической речи младших школьников. Анализ заданий, направленных на формирование диалогических умений, посре...

Возможности игр в развитии коммуникативных умений младших школьников
Проблема использования игр в развитии коммуникативных умений у младших школьников в психолого-педагогической литературе. Анализ опыта учителей начальн...

Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики
Психолого-педагогические основы формирования композиционных умений у школьников младших классов. Творческие подходы скульпторов и художников к создани...

Уроки-экскурсии по математике как средство формирования познавательного интереса младших школьников
Роль и значение нестандартных уроков по математике в формировании познавательного интереса младших школьников. Опытно-экспериментальная работа по форм...

Методы диагностики исследовательских умений младших школьников
Сущность понятия "исследовательские умения", учет особенностей младшего школьного возраста в их формировании. Опыт работы педагогов начальной школы по...