Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИСпециализированный совет К150.01.04На правах рукописиШАЙГОРОДСКИЙ Юрий ЖановичПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТАСпециальности:19.00.11 психология личности19.00.05 социальная психологияА в т о р е ф е р а тдиссертации на соискание ученой степеникандидата психологических наукМосква 1992Работа выполнена на кафедре психологии и педагогикиИнститута молодежиНаучный руководитель доктор психологических наук, профессорКРУПНОВ Александр ИвановичОфициальные оппоненты доктор психологических наук, профессорДУБРОВИНА Ирина Владимировнакандидат психологических наук, профессорПАНАСЮК Александр ЮрьевичВедущая организация Институт психологии Академии педагогических наук УкраиныЗащита состоится 30 ноября . в 14.30 часов на заседании специализированного совета К150.01.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Институте молодежи по адресу: . Москва, ул. Юности, дом 5/1, корпус 3.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института молодежи.Автореферат разослан ____ октября .Ученый секретарьспециализированного совета,кандидат педагогических наук Е.В.ГУРОВАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Динамика общественного переустройства, формирование новой системы экономических отношений тесно сопряжены с коренной переоценкой всей совокупности ценностей. В этой связи актуализируется потребность возвышения самоценности личности, индивидуальности. Для педагогической практики и психологической науки это означает усиление внимания к изучению психического развития детей, их индивидуальных и половозрастных особенностей, обоснование и реализацию таких психолого-педагогических условий, которые обеспечили бы становление творческих способностей школьников, формирование у них активной социальной и нравственной позиции, мировоззренческих убеждений наиболее адекватных современным задачам и целям развития общества.Научные данные (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, В.Д. Ермоленко, Б.С. Круглов, А.С. Шаров и др.) дают основания констатировать, что специфика социальной ситуации развития детей в подростковом возрасте характеризуется интенсивным формированием ценностных ориентаций (далее в тексте используется сокращенное обозначение ЦО) как фундаментального психологического новообразования, обуславливающего развитие наиболее значимых личностных структур индивида. Знание и опора на половозрастные особенности ЦО школьников в ходе планомерного и целенаправленного стимулирования процесса их развития может в значительной степени повысить его эффективность. В современных условиях проблемам возрастных особенностей ЦО (в частности в подростковом и раннеюношеском возрасте) уделяется определенное внимание, проблема же психологических особенностей ЦО в зависимости от пола детей подросткового возраста еще не стала предметом специального изучения. Анализ практики и теории развития личности подтверждает актуальность данной проблемы для психологии личности, социальной, возрастной и педагогической психологии.Объект исследования ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.Предмет исследования психологические особенности ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.Цель исследования состояла в целостном анализе ЦО подростков, а также в выявлении половых различий в психологической структуре мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о существовании отличительных психологических особенностей ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста. Эти особенности, на наш взгляд, могут проявляться прежде всего в психологической структуре ЦО.Основные задачи исследования:1. Разработать и обосновать модель целостного, многоаспектного анализа ЦО детей подросткового возраста.2. Проанализировать особенности иерархического строения ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста в трех основных аспектах: мотивационно-смысловом, процессуально-результативном и коммуникативно-ориентировочном.
Другие файлы:

Психологические особенности ценностных ориентаций учеников старших классов
Проблема изучения ценностных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе. Психологические особенности подросткового и юношеского возра...

Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников
Проблема формирования ценностных ориентаций. Ценностно-ориентационный портрет старшекласника. Особенности подросткового возраста. Семья как важнейший...

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе
Психолого-педагогические аспекты становления ценностных ориентаций личности. Особенности подросткового возраста как периода формирования системы ценно...

Связь полоролевой идентичности с поведением девочек младшего подросткового возраста
Психологические особенности подросткового возраста. Теоретический обзор полоролевой идентичности у девочек-подростков 11-13 лет, особенности нарушений...

Особенности взаимоотношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Эмоциональное поведение, психические различия девочек и мальчиков в младших классах. Психология взаимоотношения детей в начальной школе. Методика игры...