Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста
ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИСпециализированный совет К–150.01.04На правах рукописиШАЙГОРОДСКИЙ Юрий ЖановичПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТАСпециальности:19.00.11 – психология личности19.00.05 – социальная психологияА в т о р е ф е р а тдиссертации на соискание ученой степеникандидата психологических наукМосква – 1992Работа выполнена на кафедре психологии и педагогикиИнститута молодежиНаучный руководитель – доктор психологических наук, профессорКРУПНОВ Александр ИвановичОфициальные оппоненты – доктор психологических наук, профессорДУБРОВИНА Ирина Владимировнакандидат психологических наук, профессорПАНАСЮК Александр ЮрьевичВедущая организация – Институт психологии Академии педагогических наук УкраиныЗащита состоится 30 ноября . в 14.30 часов на заседании специализированного совета К–150.01.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Институте молодежи по адресу: . Москва, ул. Юности, дом 5/1, корпус 3.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института молодежи.Автореферат разослан ____ октября .Ученый секретарьспециализированного совета,кандидат педагогических наук Е.В.ГУРОВАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Динамика общественного переустройства, формирование новой системы экономических отношений тесно сопряжены с коренной переоценкой всей совокупности ценностей. В этой связи актуализируется потребность возвышения самоценности личности, индивидуальности. Для педагогической практики и психологической науки это означает усиление внимания к изучению психического развития детей, их индивидуальных и половозрастных особенностей, обоснование и реализацию таких психолого-педагогических условий, которые обеспечили бы становление творческих способностей школьников, формирование у них активной социальной и нравственной позиции, мировоззренческих убеждений наиболее адекватных современным задачам и целям развития общества.Научные данные (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, В.Д. Ермоленко, Б.С. Круглов, А.С. Шаров и др.) дают основания констатировать, что специфика социальной ситуации развития детей в подростковом возрасте характеризуется интенсивным формированием ценностных ориентаций (далее в тексте используется сокращенное обозначение – ЦО) как фундаментального психологического новообразования, обуславливающего развитие наиболее значимых личностных структур индивида. Знание и опора на половозрастные особенности ЦО школьников в ходе планомерного и целенаправленного стимулирования процесса их развития может в значительной степени повысить его эффективность. В современных условиях проблемам возрастных особенностей ЦО (в частности в подростковом и раннеюношеском возрасте) уделяется определенное внимание, проблема же психологических особенностей ЦО в зависимости от пола детей подросткового возраста еще не стала предметом специального изучения. Анализ практики и теории развития личности подтверждает актуальность данной проблемы для психологии личности, социальной, возрастной и педагогической психологии.Объект исследования – ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.Предмет исследования – психологические особенности ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.Цель исследования состояла в целостном анализе ЦО подростков, а также в выявлении половых различий в психологической структуре мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о существовании отличительных психологических особенностей ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста. Эти особенности, на наш взгляд, могут проявляться прежде всего в психологической структуре ЦО.Основные задачи исследования:1. Разработать и обосновать модель целостного, многоаспектного анализа ЦО детей подросткового возраста.2. Проанализировать особенности иерархического строения ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста в трех основных аспектах: мотивационно-смысловом, процессуально-результативном и коммуникативно-ориентировочном.