Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические особенности ценностных ориентаций учеников старших классов

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Проблема изучения ценностных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Обоснование процедуры и методов исследования ценностных ориентаций учеников старших классов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Теоретический анализ особенностей ценностных ориентаций в работах отечественных и зарубежных авторов

1.1 Проблема изучения ценностных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе

Осмысление ценностей человеческого бытия является одной и самых важных задач современного научного знания. Анализ ценностных ориентаций имеет первостепенное значение в таких науках, как социология, психология, философия и антропология и ряде других наук. Проблема ценностных ориентаций, ставшая наиболее острой в конце XX века, знаменует новый аксиологический этап развития науки во всем мире. Однако проблема ценностей волновала умы великих философов и мыслителей еще со времен античной Греции.

Сократ, считавшийся одним из основателей этики, первым из философов античности пытался найти ответы на вопрос о том, что такое, благо, добродетель и красота, вне зависимости от поступков или вещей, которыми обозначаются эти понятия. По его мнению, знание, лежит в основе нравственного поведение человека, в основе его главных жизненных целей. Сократ говорит, что «есть одно только благо - знание и одно только зло - невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства - напротив, приносят лишь дурное». Из этих слов следует, что Сократ не находит связи между умственными способностями человека, его стремлениями к истине и его классовой принадлежностью, наличием материальных благ. Также Сократ считает, что определение ценностей лежит в основе моральных убеждений человека и его нравственной позиции. Таким образом, благо является ценностью для человека, только в том случае, если полностью соответствует поставленным целям. По словам Г.П. Выжлецова, «введение Сократом принципа целесообразности, общего для блага и красоты, возводит их из оценочных понятий («хорошее», «прекрасное») в ранг идеальных ценностей». Таким образом, позиция Сократа требует от человека осознанного и ответственного отношения к ценностному содержанию его жизни, к поступкам, которые он совершает. Ведь только в том случае, если человек обладает истинным знанием, он может сделать правильный выбор между страданием и удовольствием, между добром и злом, между большим и меньшим. Это положение ярко выражено в самом знаменитом утверждении философа «Знание - главная добродетель». Сократ считает, что только став знанием, добродетель становятся добродетелью. Сократ в своем учении, ставит общественное пользу выше индивидуальной, полагая, что только моральные действия приносят человеку настоящее счастье. Таким образом, честность, справедливость, добродетель, нравственное поведение являются для человека основными ценностными установками, которые придают его жизни истинный смысл.

Вслед за Сократом к изучению благ подходит известный античный философ Аристотель. В своем труде «Большая этика», Аристотель, рассматривая отдельные виды благ, впервые вводит термин «ценимое». Наряду с «ценимым», античный философ выделяет такие виды благ, как «хвалимые» и «блага-возможности». Под ценимыми благами, Аристотель понимал, божественные блага, такие как душа и ум, под хвалимыми - блага, которые вызывает похвалу со стороны других людей, под благами-возможностями подразумевал блага, связанные с богатством и властью. В свою очередь, каждые из видов благ могут быть использованы, как во имя добра и быть общественно значимыми, так и во имя зла и удовлетворение корыстных потребностей человека. В свою очередь, Аристотель считает, что благо может иметь внутреннюю природу, так и божественную, так и находится вне того и другого. Высшим благом, по мнению Аристотеля, являются добродетели, другими словами, этические ценности. По своей природе, добродетель является не врожденным качеством души, а формируется человеком в результате его жизнедеятельности. В свою очередь, добродетели делятся на мыслительные и нравственные. К нравственным добродетелям, Аристотель относил такие качества, как щедрость и благоразумие. К мыслительным добродетелям, античный философ, относил мудрость, изобретательность, рассудительность и разум. Главное отличие нравственных и мыслительных добродетелей, по мнению Аристотеля, является то, что нравственные добродетели возникают посредством воспитания привычек, в то время как мыслительные добродетели формируются в результате обучения. Развивая свое учение о благе, Аристотель, вводит правило «золотой середины», согласно которому, мыслительные или нравственные добродетели должны носить умеренный характер, иначе они перестанут быть благом, как таковым. Таким образом, добродетели, как наивысшие жизненные цели человека, являются глубоко осознанными благами и направлены на пользу общества.

Наряду с такими мыслителями античной Греции, как Сократ и Аристотель, проблему благ рассматривал философ Диоген Лаэртский. По его мнению, все сущее, что окружает человека, можно отнести либо к «благу», либо к «злу», либо ни к тому и не к другому. Под благом Диоген понимает такие добродетели, как справедливость, здравомыслие, мужество, разумность. К злу он относит незнание, не справедливость и все то, что приносит вред человеку и обществу. Диоген относит «ни к тому и ни к другому» то, что может использоваться, как во вред, так и во благо: здоровье, богатство, власть. Диоген Лаэртский занимаясь проблемой человеческих благ, дает первое в своем роде, определение понятия ценности. По его мнению, ценность является средством достижения благ, которые в свою очередь являют собой конечную цель жизни человека. Диоген Лаэрсткий полагает, что ценность, как и добродетели, помогают человеку жить в согласии со своей природой. Таким образом, можно сказать, что ценности представляют собой средство достижения истинных благ, таких как: разумность, справедливость, мудрость - которые являются заветной целью в жизни человека.

В отличие от философов европейской античности, занимающихся проблемой соотношения ценностей и целей нравственного поведения, китайский философ Конфуций в своем учении рассматривает источники происхождения ценностей человека. Конфуций выделяет 5 основных нравственных категорий, этических ценностей, следую которым, человек реализует свои основные жизненные цели в обществе. Такими ценностями являются «жэнь», «цзюньцзы», «ли», «дэ» и «вэн». Конфуций выделяет «жэнь» одним из главных нравственных качеств, оно означает благоволение. Благоволение, по мнению философа, выражается в умении уважать человека, быть великодушным, искренним и добрым в общении с другими людьми. «Цзюньцзы» Конфуций определяет, как идеальный нравственный характер, как совершенный образ человека, к которому должен стремиться человек. Обычно «цзюньцзы» переводится с китайского языка, как «высший человек» или «благородный муж». В качестве очередной нравственной категории, Конфуций рассматривает «Ли», как одну из важных социальных ценностей человека, обозначающей принцип взаимоуважения и почтения. Китайский философ считает, что без уважительного отношения к культурным традициям, семейным отношениям, без почтительного отношения к нормам порядкам общества, государство столкнётся с неминуемыми, как внешними, так и внутренними конфликтами. Одной из первостепенных ценностей необходимых для изменения жизни в обществе Конфуций видел в ценности образования, в развитие интеллекта и воспитание характера. Эти ценности представлены в категории «Дэ», что означает энергию, управляющую общественным порядком. Как говорил Конфуций, это энергия не должна олицетворять собой агрессивные методы управления людьми, а являть собой пример истинной любви к людям. И наконец, китайский философ придавал огромное значение творческой деятельности и искусству. По мнению Конфуция, человек, постигая искусство танца или живописи, читая произведения великих писателей, преображает свою душу. Таким образом, ценность искусства, ценность приобщения человека к высокой культуре обладает огромным значением. Итак, проанализировав основные нравственные категории и этические ценности в учении Конфуция, мы можем сказать, что ценности каждого отдельного человека имеют большое значение для гармоничного развития общества в целом. Следовательно, социальные, по своей природе ценности, становятся, действительно, значимы для человека только в том случае, если, интериоризируясь во внутренний план, они становятся индивидуальными ценностями. Резюмирую все выше сказанное, мы можем с уверенностью заявить, что учение Конфуция во многом опередила развитие западной философии.

Проанализировав развитие античной и восточной мысли, в которой проблема ценностей освещается через призму этико-нормативной регуляции человека в условиях общества. Мы преступаем к рассмотрению ценностных ориентаций в европейской культуре Нового Времени, а также в трудах великих философов эпохи Просвещения.

Английский философ и материалист Нового Времени Томас Гоббс, в своих трудах говорит о субъективности и относительности ценностных представлений. Он утверждает: «то, что один человек называет мудростью, другой называет страхом, что один называет жестокостью, другой - справедливостью».

Т. Гоббс полагает, что не существует объективного «блага» или «зла», следовательно, и универсальных моральных ценностей. Таким образом, основываясь в своих воззрениях на «Естественный закон», Томас Гоббс видит благо, лишь в том, что позволяет человеку сохранять и поддерживать свою жизнь в достатке. По мнению английского философа, ценности обусловлены человеческими интересами, потребностями и склонностями, следовательно, носят сугубо индивидуальный характер.

Рассматривая проблему ценностей в человеческой жизни, Томас Гоббс, в своей теории пользуется социально-экономическим подходом, согласно которому ценность, является стоимостью, которую готов заплатить покупатель, что...

Другие файлы:

Исследование ценностных ориентаций учащихся 9 и 11 классов с разными профессиональными предпочтениями
Профессиональное самоопределение личности, подходы исследованию ее этапов и направлений, отражение возрастного аспекта в данной проблеме. Особенности...

Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников
Проблема формирования ценностных ориентаций. Ценностно-ориентационный портрет старшекласника. Особенности подросткового возраста. Семья как важнейший...

Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала
Использование экскурсий как средства формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников на основе краеведческого материала. Выявле...

Исследование ценностных ориентаций старшеклассников
Психологические особенности трудового воспитания личности старшеклассников. Становление экономической компетентности у старших школьников. Исследовани...

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе
Психолого-педагогические аспекты становления ценностных ориентаций личности. Особенности подросткового возраста как периода формирования системы ценно...