Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические особенности изучения спортивного характера

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ2Глава i. Теоретические и методологические подходы в изучении спортивного характера41.1. Характеристика психологических аспектов формирования характера у спортсменов41.2. Анализ литературы по проблеме исследования5Глава ii. Диагностика психологических12особенностей изучения спортивного характера122.2. Волевые усилия и их значение в формировании спортивного характера122.1. Применение экспериментального метода в исследовании спортивно-волевых качеств14Глава III. Обработка и анализ полученных результатов по методике19ВЫВОД26СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ28ПРИЛОЖЕНИЕ 130ВВЕДЕНИЕСпорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств. Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой – спортивного характера личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Спорт, как социальное явление, и как особый вид человеческой деятельности является объектом изучения ряда наук. При этом каждая из них, в том числе и психология, исследует спортивную деятельность под определённым углом зрения, с позиций своих специфических задач, своей методологии. Изучение психологических особенностей спортивного характера личности спортсмена имеет большое научно-практическое значение: оно должно дать научно апробированный материал для воспитания у спортсмена тех черт и особенностей личности, которые ему необходимы для успешной деятельности в избранном для специализации виде спорта. Аналогично изучение общих и специальных психологических особенностей спортивной деятельности должно дать научно обоснованный материал для построения методов обучения и спортивной тренировки. Целью курсовой работы является изучение психологических особенностей спортивного характера. В процессе изучения ставятся следующие задачи: 1. Рассмотреть общетеоретический и методологический подходы в изучении спортивного характера; 2. Провести практическое исследование с применением одного психологического метода; 3. Обработать и проанализировать полученные результаты по методике; 4. Изложить выводы. Теоретический обзор данной работы проведен на основе литературных источников. В практической части было проведено исследование, направленное на выделение спортивно-волевых особенностей личности человека (спортсмена) экспериментальным путем, и разработан опросник по диагностике выделенных качеств. В подготовки курсовой работы широко использовалась различная литература: Ильина А.Б., Руди П.А., Стамбулова Н.Б., Чичикова О.М. и т.д. и периодические издания – статьи Чумакова В., Неверковича С.Д. и Лисянской Е. Глава i. Теоретические и методологические подходы в изучении спортивного характера1.1. Характеристика психологических аспектов формирования характера у спортсменов Характер спортсмена, ее психологические особенности формируются под влиянием различных видов деятельности, в которых он принимает участие. Спортсмены занимаются не только спортом. На развитие их личностного характера влияют трудовая и общественная деятельность, обучение и образование, художественное воспитание. К этому надо добавить влияние различных взаимоотношений, в которые спортсмены вступают с другими людьми в быту и в процессе всех видов деятельности, а также массовых средств информации – театра, кино, радио, научной и художественной литературы и т.д. В результате совокупного влияния всех этих факторов у спортсмена складываются определенные черты его мировоззрения, общественные потребности и интересы, характерные для человека моральные черты личности. Поскольку влияние этих факторов на разных людей в той или другой степени различно и никогда не совпадает, характер спортсмена, как и всякого другого человека, всегда индивидуальна и неповторима [1, с.25]. Только абстрагируясь от других разнообразных видов деятельности и сосредоточивая свое внимание лишь на спортивной деятельности, можно определить те черты личности, которые характеризуют человека как спортсмена и развились у него в результате занятий именно спортивной деятельностью. Спорт – это специфический вид деятельности. На развитие психологических особенностей личности спортсмена он оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются: 1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником; 2) максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного результата; 3) систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в режим жизни и бытовые условия. Спортсмена характеризуют: 1. Всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций организма; 2. Высокая степень общей работоспособности организма; 3. Выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей – силы, выносливости, быстроты и координированности движений; 4. Высоко развитые процесс ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышенная способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях [1, с.27].; 5. Способность выполнять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности. 1.2. Анализ литературы по проблеме исследованияАнализ психологической литературы, посвященной изучению психологических особенностей в спортивной деятельности спортсменов позволяет выделить два направления исследований. Первое направление составляет диагностирование психофизиологического уровня индивидуальных качеств и установление их на успех в спорте. Авторы этих работ основываются на положении о ведущей роли центральной нервной системы в детерминации особенностей поведения и деятельности человека, считая, что такой подход наибол...
Другие файлы:

Особенности характера человека
Сущность понятия характер и особенности его формирования. Содержание, типы и черты характера, его структура. Возрастные, национально-психологические о...

Языковые особенности спортивного дискуса (на материале спортивного комментария)
Понятие и языковые особенности спортивного дискурса. Формирование речевой оценки. Спортивный репортаж и комментарий как жанры спортивного дискурса, а...

Психологические факторы суицида у подростков
Психологические особенности подросткового возраста, характеристика основных этапов взросления. Психологические факторы, определяющие предрасположеннос...

Акцентуации характера подростков и особенности их поведения
Психологические особенности подросткового возраста. Предпосылки формирования девиаций (форм отклоняющегося поведения) и акцентуаций (временных изменен...

Формирование характера младшего школьного посредством подвижных игр
Возрастные и индивидуально-психологические особенности младших школьников. Анализ литературы по физической культуре и методике психологии физического...