Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯКоррекционно-педагогический факультетКурсовая работаТема: Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.Выполнил:ГруппаРегистр. № ____________ПроверилОценка ____________Москва, .СодержаниеВведениеГлава I. Общая характеристика детей с задержкой психического развитияГлава II. Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возрастаЗаключениеБиблиографияВведениеИзучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще среди них встречается задержка психического развития.В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим, относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.По данным отечественных и зарубежных авторов, в детской популяции выделяется от 6 до 11% детей с задержкой психического развития различного генеза.В младенческом возрасте задержка в психическом развитии проявляется в замедленном темпе развития сенсомоторных функций, в вялости или, наоборот, в повышенном беспокойстве ребенка. В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи у детей, позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности. Однако обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь при поступлении в школу. Наиболее наглядно она проявляется у детей в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем, в выраженных нарушениях внимания и памяти. Дети плохо успевают в школе, педагоги жалуются на их поведение и слабую интеллектуальную продуктивность. И если к подростковому возрасту, задержка психического развития не устранена, она находит отражение в личностной незрелости, в повышенной аффективности и нередко в девиантном поведении.Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с задержкой психического развития, по мнению В.И. Лубовского, “важнейшей своей целью должно иметь не только установление факта отставания в развитии, но и раскрытие своеобразия проявлений этого отставания” (8).В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с задержкой психического развития. Но, не смотря на это, проблема задержки психического развития и трудностей обучения данных детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.Исходя из выше сказанного, определим цель, задачи, предмет, метод и структуру изучения данной проблемы.Цель: теоретически изучить и проанализировать психологические особенности детей с задержкой психического развития.Объектом данной работы является задержка психического развитияПредмет: психологические особенности детей с задержкой психического развития.Задачи: раскрытие сущности основных понятий;выявление состояния вопроса о задержке психического развития в литературе;формулировка вывода, опираясь на теоретический анализ литературы.Метод: анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме.Структура: курсовая состоит: из введения, глав I, II, заключения и списка литературы.Глава I. Общая характеристика детей с задержкой психического развитияЗадержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.В психолого-педагогической, а также медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении», «нервные дети». Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В соответствии с одним социально- педагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска» (Г.Ф. Кумарина).История изучения.Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение, как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы, которые появились в России в 1908 - 1910 гг.Однако при клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости. В 50 - 60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость,...
Другие файлы:

Исследование развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Теоретические основы изучения личностной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, особенности самооценки детей. Методы иссл...

Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре
Понятие и классификации задержки психического развития. Особенности личности детей с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование р...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Органи...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Внимание как психический процесс. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выявление особенностей...

Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников
Сущность процесса социализации и адаптации ребенка к социуму. Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста. Характеристика детей дошкол...