Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Познавательные процессы личности

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИБЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКафедра организации раскрытия и расследования преступленийЮридическая психологияРЕФЕРАТпо теме: «Познавательные процессы личности»Автор:профессорАртемов А.Ю.Белгород 2008ЛИТЕРАТУРАОсновная
  • Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., 2000.
  • Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.,1986.
  • Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1975.
  • Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М.,2001.
  • Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1999.
  • Дополнительная
  • Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979.
  • Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.
  • Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1981.
  • Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.,1968.
  • Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М., 1974.
  • ВведениеВ деятельности сотрудников ОВД одним из ведущих является процесс получения информации, ее запоминание и осмысление. Эти процессы являются той основой, на которой строятся все практические действия.Профессиональная деятельность сотрудников постоянно связана с решением разнообразных задач. Именно мышление направлено на установление связей, возникающих в реальной действительности, а благодаря памяти осуществляется процесс отбора и запоминания информации.Решение оперативно-служебных задач обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением людей, их внешностью, мимикой, жестами, обстановкой и т.д. Поэтому профессионально значимым качеством является умение организовать процесс целенаправленного восприятия людей, предметов, событий и явлений. В основе их познания лежат ощущения и восприятие.Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдаемого явления, подметить все существенные, относящиеся к материалам дела признаки. Это достигается путем постановки перед собой определенной цели. Только целенаправленно поставленная задача концентрирует психологические возможности и формирует необходимые качества.Таким образом, ощущения, восприятие, мышление, память, внимание являются той основой, на которой строятся все практические действия сотрудников. Изучению сущности, особенностей и видов этих познавательных процессов и посвящена данная лекция.Вопрос 1. Психологическая характеристика ощущения и восприятияВсе, что мы знаем об окружающем нас мире и о самих себе, так или иначе прошло через наши органы чувств. Все наши знания, таким образом, являются продуктом того, что мы либо видели, либо слышали, либо держали в руках. Английский философ Джон Локк недаром утверждал: "в разуме нет ничего, чтобы не прошло через ощущения".Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на рецепторы. Ощущения являются основными каналами, по которым информация из внешнего мира доходит до мозга. Ощущения, с одной стороны, объективны, т.к. в них всегда отражается внешний раздражитель, с другой стороны, - субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы человека и его индивидуальных особенностей.Физиологической основой ощущений являются анализаторы, включающие:рецепторы (глаз, ухо и др.), нервные пути и соответствующий участки мозга. В состав любого ощущения входит движение (сужение сосуда, поворот глаз и др.).По традиции считается, что у человека пять видов ощущений: слух, зрение, обоняние, вкус и кожная чувствительность. Между тем, только на коже есть органы для восприятия: прикосновения, давления, тепла, холода, боли. Посчитано, что на 1 см кожной поверхности находится 100 - 200 болевых точек, 12-15 холодовых, 1-2 тепловых, около 25 точек, воспринимающих прикосновение. Эти точки распределены по телу неравномерно - их значительно больше на кончиках пальцев.Для возникновения ощущений необходимо, чтобы сила раздражителя была определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение - нижний порог ощущения. Максимальная величина, при которой еще сохраняется данное ощущение - верхний порог ощущения. Пороги ощущений характеризуют чувствительность: чем ниже нижний порог, тем выше чувствительность. Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает различные ощущения - порог различения. Для каждого вида ощущений величина порога различения более или менее постоянна (в весе - 1/30 первоначальной величины, в слуховых ощущениях - 1/10, в зрительных - 1/100). Величина порогов чувствительности зависит от многих причин, особенно от характера деятельности. Однако чувствительность может изменяться под влиянием приспособления организма к раздражителю. Это явление называется адаптацией. Особенно сильно развита она у тактильных ощущений (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд). Адаптация к болевым ощущениям выражена слабо, а очень сильные боли вообще не дают адаптации. Это свя...
    Другие файлы:

    Познавательные процессы личности. Ощущение и восприятие

    Познавательные процессы: мышление, речь
    Сущность понятия "познавательные психические процессы". Пути приспособления к окружающей среде. Исходная предпосылка для развития мышления. Теоретичес...

    Психологический анализ характера личности
    История развития психологии как науки от античности до наших дней. Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, память и мышление. Иссле...

    Психические и познавательные процессы у военнослужащих, участвовавших в боевых действиях
    История психологических исследований поведения и функционирования психики личности в экстремальной ситуации в зарубежной и отечественной науке. Процес...

    Психология подросткового возраста
    Психологические особенности подростков как объекта исследования. Роль акцентуаций личности в подростковом возрасте, познавательные процессы, виды мето...