Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Министерство образования РФМосковский гуманитарно-экономический институтКировский филиалФакультет гуманитарныйКафедра практической психологииГруппа ССО набор 2004 г.Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т Ана тему: «Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей».Студент-дипломник_____________________Научный руководитель__________________Росина Наталья Леонидовна(подпись)(кандидат психологическихнаук, доцент)Рецензент______________________________Белозерова Людмила Ивановна(подпись)(кандидат психологическихнаук, профессор)Допустить к защитеЗав. кафедройРосина Наталья Леонидовна_________________(подпись)«___»_______________2008 г.Киров, 2008СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 3ГЛАВА I. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………. 81.1. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА КАК ВЕДУЩАЯ В НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………... 81.2. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ………………………………………………………231.3. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ …...31ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ………………………………………………………..42ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ ………………………………………………………………………….442.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ……………………………………442.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………….492.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ………………………………………………………502.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ………………. 572.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ…………………………………………………………………… 59ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………………. 61ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 63ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….. 71ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 77ВЕДЕНИЕСистема ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов. За последнее десятилетие в структуре жизненных приоритетов старшеклассников произошел переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности. Актуальность изучения влияния семейного воспитания на особенности ценностных ориентаций молодежи из полных и неполных семей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучены структура м формирование ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и не полных семей.Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни"Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Формирование убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становл...
Другие файлы:

Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из неблагополучных семей
Основные факторы воздействия на ценностные ориентации старшеклассников. Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи. Опросник "Поведение роди...

Образ семьи у девочек и мальчиков из полных и неполных семей
Семья как фактор становления и развития личности. Исследование гендерной идентичности у девочек и мальчиков из полных и неполных семей. Сравнительный...

Особенности ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома
Методологические позиции и тенденции развития представлений о ценностных ориентациях в контексте гуманистической философии, психологии, социологии и п...

Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников
Проблема формирования ценностных ориентаций. Ценностно-ориентационный портрет старшекласника. Особенности подросткового возраста. Семья как важнейший...

Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций старшеклассников
Теоретико-методологические аспекты изучения гендерных различий в сфере ценностных ориентаций. Анализ природы ценностей и ценностных ориентаций. Поняти...