Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Методологические позиции и тенденции развития представлений о ценностных ориентациях в контексте гуманистической философии, психологии, социологии и педагогики. Модель по формированию ценностных ориентаций старшеклассников в условиях детского дома.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Особенности ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические аспекты и проблемы формирования ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома

1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций

1.2 Особенности ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома

2. Исследование особенностей ценностных ориентаций старшеклассников, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

2.1 Характеристика Дома Детства «Иван да Марья» г. Красноярска

2.2 Изучение ценностных ориентаций старшеклассников в Доме Детства «Иван да Марья» г. Красноярска

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования заключается в уникальности сложившейся для молодежи социальной ситуации развития, в том, что прежние ориентиры и ценности общества уже утратили для нее свою значимость, а новые еще не сложились. В этом случае, прежде всего, молодежь получает шанс сделать самостоятельный выбор тех нравственных, политических, социальных и духовных ценностей, на основе которых она начнет строить свое будущее и будущее всего общества. Развитие современного российского общества связано с гуманизацией, укреплением демократических преобразований, российской государственности, что создает условия для качественного улучшения жизни человека не только в материальном отношении, но и в улучшении его духовного мироощущения, нравственного возрождения - процессов, касающихся формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют ценностные ориентации подрастающего поколения, и в особенности ценностные ориентации детей, оставшихся без попечения родителей, то есть детей - сирот, воспитывающихся в детских домах. Это требует научного осмысления, необходимого для учета новых реалий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим проблема формирования ценностных ориентаций детей детских домов становится одной из приоритетных в современных психолого-педагогических исследованиях. Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем.

Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Это является следствием их воспитания в детском учреждении, вырывания из привычной жизненной среды. Эти факты накладывают отпечаток на особенности ценностных ориентаций, которые значительно отличается от тех, которые формируются в семье. А значение ценностных ориентаций в жизни человека очень велико.

Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика и др. специалистов.

Современный этап развития нашего общества, происходящие изменения в мировом сообществе требуют расширения и углубления исследований особенностей ценностных ориентаций подрастающего поколения, в том числе особой категории детей - детей-сирот, так как подобное изучение и осмысление необходимо для решения проблем, возникающих в нашей стране в данной научной области. Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретико-методологическая и методическая разработанность определили тему настоящего исследования - «Особенности ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома». Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - воспитание старшеклассников в детском доме.

Предмет исследования - процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях детского дома.

Сформулированные проблема и цель исследования определили его задачи: ценностный ориентация детский дом

- Определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития представлений о ценностных ориентациях в контексте гуманистической философии, психологии, социологии и педагогики.

- Определить специфику формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях детского дома.

- Определить современные подходы к формированию ценностных ориентаций учащейся молодежи в детских домах.

- Выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций старшеклассников в детском доме.

- Изучить педагогическую модель по формированию ценностных ориентаций старшеклассников с учетом особенностей функционирования детского дома.

Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов:

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической и др. литературных источников, сравнительно-сопоставительный и историко-генетический методы;

- системный подход к оценке результатов теоретического анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному, синтез теоретического и эмпирического материала;

- непосредственное изучение особенностей ценностных ориентаций детей детских домов, где использовались психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, интервьюирование и беседа), метод интроспективного анализа, экспертных оценок, изучение педагогической документации, педагогического опыта, анализ продуктов деятельности, метод обработки данных.

База для проведения исследований: негосударственное образовательное учреждение для детей-сирот - Дом детства «Иван да Марья» г.Красноярска.

1. Теоретико-методологические аспекты и проблемы формирования ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома

1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.

Ценностные ориентации - «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам» Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. - М.: Мысль, 2005. С.65. . Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее -- ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. О.И.Зотова отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности... сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредствованность всех зависимостей в этой сфере... Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре» Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Владос, 2005. С. 241.. Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентаций: иерархичность, соотношение целей и средств, значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия, монотипичность -политипичность структуры ценностей, гармоничность - дисгармоничность системы ценностных ориентаций, проясненность - размытость ценностей и др.

Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» возникли на стыке ряда дисциплин - философии ценностей, аксиологии - науки о ценностях, социальной и культурной антропологии, социологии, социальной психологии и общей психологии, а также многочисленных теорий и течений в этой области. Одним из важных подступов к изучению ценностных ориентаций молодых людей в новых условиях, является, прежде всего, анализ системы ценностей человека.

Категория ценности стала предметом изучения широкого круга гуманитарных наук и что ученые по-разному подходят к определению данного понятия. Понятие «ценность», введенное в теоретический обиход и исследуемое в различных направлениях гуманитарного знания, представляет собой сложное и многоуровневое понятие. Являясь результатом взаимоотношения мира и человека, категория ценности относится к высшему духовному уровню человеческого бытия и не имеет границ в возрастном, половом, национальном и других аспектах.

С педагогической позиции мы определяем ценность как «понятие, с помощью которого характеризуется личностный смысл для воспитанника определенных явлений действите...

Другие файлы:

Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников
Проблема формирования ценностных ориентаций. Ценностно-ориентационный портрет старшекласника. Особенности подросткового возраста. Семья как важнейший...

Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций старшеклассников
Теоретико-методологические аспекты изучения гендерных различий в сфере ценностных ориентаций. Анализ природы ценностей и ценностных ориентаций. Поняти...

Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома подросткового возраста как условие успешной социализации
Сущность, основные этапы процесса социализации. Особенности постинтернатной адаптации воспитанников детского дома, значимость профессионального опреде...

Исследование ценностных ориентаций старшеклассников
Психологические особенности трудового воспитания личности старшеклассников. Становление экономической компетентности у старших школьников. Исследовани...

Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников
Ценностные ориентации юношеского возраста. Анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников. Взг...