Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Факультет ПсихологииКурсовая работаТема: Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьниковМосква2009/2010 учебный годСодержание1. Введение2. Проблематика понятия «профессиональное самоопределение»2.1 Соотношение понятий «профессиональное определение» и «выбор профессии»2.2 Проблематика понятия «профессиональное самоопределение» в разных психологических школах (гуманистическая, экзистенциальная психология и культурно-историческое направление)2.3 Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности2.4 Понятие субъекта профессионального самоопределения2.5 Мотивы профессионального самоопределения3. Проблематика понятия «кризис профессионального развития» 4. Проблематика понятия «внутриличностный конфликт» 4.1 История рассмотрения вопроса о внутриличностном конфликте4.2 Рабочее определение понятия «внутриличностный конфликт» 4.3 Факторы возникновения и способы разрешения внутриличностных конфликтов в ситуации выбора профессии5. Эмпирическое исследование особенностей внутриличностных конфликтов у школьников5.1 Программа исследования5.1.1 Методологический раздел5.1.2 Процедура исследования5.2 Описание результатов5.3 Анализ результатов5.4 Выводы6. Заключение7. Список литературы8. Приложения1. ВведениеВыбор профессии – первая и основополагающая ступень глобального процесса профессионального самоопределения личности. А поскольку профессиональное самоопределение является центральным ядром личностного и социального самоопределения, мы можем сказать, что выбор профессии закладывает базу для всего дальнейшего развития личности.Статистические данные показывают, что количество безработных, неконкурентоспособных молодых людей с каждым годом растет. Большое количество фактов самоубийств, личностных деструкций, связанных с неудовлетворенностью выбранной профессией, еще раз подтверждает необходимость формирования новых методик, проведения исследований, направленных на профессиональную помощь школьникам старших классов. Проблема также состоит в том, что в настоящее время профориентационная работа основывается на диагностике способностей и склонностей оптантов, но методы выявления и прогнозирования внутриличностных конфликтов, столь же необходимые для помощи в комфортном прохождении стадии выбора профессии, совершенно не разработаны. Правильный выбор профессии – залог самореализации личности, формирования ее социальной идентичности, легкого прохождения всех кризисов профессионального развития, именно поэтому так важно диагностировать личностный конфликт и облегчить его разрешение.На основе всего вышесказанного мы можем сформулировать проблему исследования: выявление особенностей формирования, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников.Объект исследования: профессиональное самоопределение учащихся старших классовПредмет исследования: особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников (учащихся старших классов)Характеристики выборки: Выборка состоит из 32 школьников с 9 по 11 класс, средний возраст которых составляет 16 лет (разброс от 14 до 18). Среди испытуемых 20 девушек и 12 юношей.Научная новизна: в ходе теоретических исканий не было найдено ни одной работы, посвященной рассматриваемой тематике, отсюда мы можем констатировать недостаточную изученность проблемы и большой пробел в теоретической базе науки. Что касается работ сходной проблематики, большое количество авторов посвятили свои работы внутриличностным конфликтам подростков, профессиональному самоопределению школьников, и пр., вот лишь некоторые из них: К.Хорни, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников и Е.Ю.Пряжникова, Н.А. Коновалова, Н.А. Даниличева, Л.А.Балакирева, В.М.Данюк, А.К.Маркова, Дж.Сьюпер, Э.Ф.Зеер, Н.Б.Стамбулова, Ю.П.Поваренков, Г. Шихи и др.Теоретическая и практическая значимость: благодаря данному исследованию можно будет развить и углубить знания, касающиеся внутриличностных конфликтов в процессе выбора профессии. На практике это возможность выработать абсолютно новые способы профессиональной ориентации, которые, опираясь на внутреннее состояние клиента, помогли бы ему сделать адекватный выбор. А соответственно, предотвратить будущее разочарование в себе и в собственной профессии.2. Проблематика понятия «профессиональное самоопределение»Наиболее распространенным является следующее понимание профессионального самоопределения - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.2.1 Соотношение понятий «профессиональное определение» и «выбор профессии»Существует два подхода к определению понятия «профессиональное самоопределение». Одна группа авторов считает, что профессиональное самоопределение созвучно с выбором профессии, другие, и эта точка зрения в настоящее время является наиболее распространенной, что синонимом является понятие «профессиональной идентичности». Так как, дословно, это то, как «определяет себя профессионал». Е.А.Климов уточняет, что такой подход совсем не означает отсутствие профессионального самоопределения у людей, только выбирающих будущую профессию, т.к. «потенциально он – профессионал: он – будущий профессионал» [8,с.26]. Н.Н.Гордеева считает, что проблема профессионального самоопределения становится особенно важной в школьные годы. Такого же мнения придерживаются...
Другие файлы:

Общая характеристика внутриличностных конфликтов
Исторические подходы к изучению внутриличностных конфликтов. Противоречия, конфликты и кризисы, переживаемые человеком. Классификация внутриличностных...

Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения старшеклассников
Определение профессионального самоопределения, особенности и этапы протекания данного процесса у школьников. Понятие престижности профессии. Экспериме...

Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя
Изучение роли внутренних противоречий, кризисов и конфликтов в становлении личности. Исследование психологических особенностей профессионального разви...

Арт-терапия, ее использование для преодоления конфликтов
Понятие внутриличностного конфликта. Психологические теории внутриличностных конфликтов. Особенности арт-терапии как формы работы в психологии. Програ...

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
Изучение проблемы профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных психологов. Выбор профессии как показатель духовной культуры л...