Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Место ролевой игры в обучении и тренинге

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Место ролевой игры в обучении и тренингеГлавный вопрос, который надо задать себе при выборе конкретного обучающего приема,таков: почему вы хотите или, возможно, не хотите его использовать. Ключевым моментом при этом является его совместимость со всем учебным процессом. Учительупорядочит этот процесс с помощью расписания, специалист по тренингу организует его в курс или программу тренинга, молодежный или социальный работник — впрограмму действий. Этот процесс, независимо от его названия, будет требовать ряда действий и запланированных ресурсов, которые будут использованы вопределенной последовательности для достижения комплекса целей, и именно этими целями должен определяться выбор соответствующих учебных методов. Хотя традиционными методами обучения и преподавания— такими как лекции,чтение, фильмы, дискуссии и письменная работа — можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений,в рамки которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, ими трудно помочь ученику изменить его установку или поведение. Читать илислушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Легко, например, понять умом унижение и нищетуили рассуждать о чувствах, которые испытывают ущемленные или угнетенные люди. Совсем другое дело— испытать дискриминацию и беспомощность на себе.Учащиеся могут критиковать бедняков за пассивность, за отсутствие инициативы; однако если они на собственной шкуре почувствуют всю незавидность такогоположения, то, возможно, отнесутся к ним с большим сочувствием и пониманием. Общее представление о беспомощности совершенно не совпадает с реальностью. Другой пример можно было бы позаимствовать из тренинга менеджеров. Проходящий обучениеменеджер, если задать ему соответствующий вопрос или предложить прокомментировать конкретный случай, может рассказать, как он или она поступитс недовольным сотрудником; но если он займется этим на деле, то приобретет исключительно ценный опыт. Ролевая игра представляет собой один из техуникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и непростыми житейскими ситуациями. Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивациюи принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Исторический материал, литература, социология,экономика, политика, менеджмент, география — все это можно осветить с помощью моделирующих упражнений, которые вовлекают ученика в события, делающие акцентна условия, в которых оказываются люди, что и позволяет лучше понять их поведение. Второй большой областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении,является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает инаблюдает ученик, развить эти навыки полностьюможно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложноитонко, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам, идаже если это было бы возможно, ученикам не удалось бы продвинуться без полученияпостоянной обратной связи, касающейся их поведения. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакция на эти сигналы содержат в себеключи к эффективной межличностной коммуникации. Чтобы помочь ученикам развить навыки межличностного общения, учителя прибегают кпрактическому опыту, используя различные ситуации. Ситуации бывают индивидуального характера — консультирование, интервью, услуги и продажи,личные отношения; атакже групповые — комиссии, переговоры, общественные митинги, работа в команде или коллективные интервью. Количество учеников,которым удается таким образом помочь, не ограничено — от тех, кто отстает по школьным предметам, до врачей, менеджеров, полицейских и научных сотрудников.Мало кто возьмется отрицать, что навыки межличностного общения относятся к наиболее ценным качествам, какими может располагать человек. Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально. Ее достоинстваобсуждались разными авторами, но наиболее полно они, пожалуй, были представлены Чеслером и Фоксом (Chesler and Fox, 1966), в дальнейшем мы будем ссылаться наних. Преимущества ролевой игрыПреимущества ролевой игры сведены воедино в рисунке 2.1. Хотя список представлен наборомразобщенных пунктов, их можно объединить в три основные группы.
  • Помогает ученику выразить скрытые чувства.
  • Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы.
  • Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
  • Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
  • Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.
  • Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию).
  • Дает возможность учиться глухонемым ученикам и подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.
  • Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
  • Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.
  • Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.
  • Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
  • Изменяет установки.
  • Учит контролировать чувства и эмоции.
  • Рис. 2.1. Преимущества ролевой игры Ролевая игра: позитивная и безопасная при работе сустановками и чувствами Во-первых, ролевая игра представляет установки и чувства способом, являющимся одновременнопозитивным и безопасным: позитивным, потому что они признаются законным предметом обсуждения и анализа, а также потому, что сама ролевая игра даетвозможность научиться контролировать эти чувства и эмоции; и безопасным, потому что личное поведение ученика не обсуждается — обсуждается поведение ученика,играющего роль. Какой бы тонкой ни была между ними грань, наставники всегда властны сами своим способом вести сессию заверяя учеников, что они ни в коемслучае не будут выглядеть глупыми и не будут критиковаться за свои взгляды. Предположим, что по сценарию необходимо выбрать начальником отдела человека с черной кожей,еврея или женщину. Отбором могут заниматься менеджеры, сотрудники отдела кадров или отборочная комиссия. Не приходится сомневаться, что во время собеседованияи отборочных дискуссий будет высказан ряд замечаний по поводу пригодности кандидата. Некоторые мнения будут свободны от предубеждений, но кое-ктообнаружит явные признаки предвзятого отношения. В ролевой игре такого типа участники сумеют время от времени идентифицировать в себе отдельныепредрассудки, но в прочих случаях не смогут распознать свое пристрастное отношение. Во время дебрифинга зрители же могут задать вопрос: “Почему выспросили у нее, кем работает ее муж — разве вы спросили бы мужчину о работе его жены?”, или: “Понимали ли вы, что просто тешили свое любопытство, когдаинтересовались организацией ланча?”, или: “Почему вам пришло в голову спрашивать чернокожего кандидата о его возможных контактахс полицией?”Если дебрифинг проводится правильно, играющие смогут ответить на эти вопросы всоответствии с сыгранными ролями. Однако, если наставник почувствует, что группа коснулась деликатных моментов, он может направить участников, слегкаперефразировав вопрос: “Почему менеджер (или вы в роли менеджера) спросил ее о работе мужа? “ Хотя в этом случае ясно, что о пристрастности спрашиваютконкретного игрока, тот может отнести на свой счет самые болезненные вопросы...
    Другие файлы:

    Метод ролевой игры в тренинге
    Метод ролевой игры в тренинге является одним их базовых, он применяется в.большинстве тренингов любой направленности и для любой аудитории. В этой кни...

    Сюжетно-ролевые игры в детском саду
    Теоретические основы сюжетно-ролевой игры как средства всестороннего развития ребёнка. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры, руководство...

    Контекстный подход в обучении иностранному языку
    Понятия "контекст" и "контекстное обучение" как смыслообразующие категории. Суть теории и практики контекстного подхода в профессиональном обучении. М...

    Использование ролевой игры при обучении диалогической речи учащихся
    Психолого-педагогические основы игровой деятельности. Сущность и классификация игр. Понятие диалогической речи. Упражнения для подготовки ролевой игры...

    Психологические особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
    Структура и этапы развития сюжетно-ролевой игры. Духовные и физические силы ребенка. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимо...