Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Контекстный подход в обучении иностранному языку

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятия "контекст" и "контекстное обучение" как смыслообразующие категории. Суть теории и практики контекстного подхода в профессиональном обучении. Место ролевой игры в изучении иностранного языка. Деловая игра как форма контекстного обучения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Контекстный подход в обучении иностранному языку

Введение

Состояние современного общества диктует новые условия, предъявляемые к качеству образования. Актуальность исследования заключается в том, что становление высококлассного специалиста в настоящее время требует активного привлечения всей системы профессиональной подготовки с первых дней учебной деятельности студентов. Современная учебная программа должна быть профессионально ориентированной. В качестве основного ориентира при подготовке специалистов должна выступать модель профессиональной деятельности специалиста. Основная цель данного исследования заключается в обосновании необходимости создания условий для трансформации учебно-познавательной деятельности в профессиональную, которая реализуется с помощью контекстного подхода к обучению. В данном случае моделируется образовательная среда, максимально приближенная по форме и содержанию к профессиональной деятельности. Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку студентов иностранных факультетов педагогических университетов. Предметом исследования выступает содержание и способы реализации контекстного подхода в обучении иностранному языку. Методы исследования заключаются в изучении специальной литературы по предмету, а также в её анализе и синтезе. Данная работа состоит из трёх частей: в первой представлены теоретические основы контекстного обучения; во второй - формы и методы контекстного подхода в обучении иностранному языку; в практической части - результаты проведённого эксперимента.

I. Теоретические основы контекстного подхода в обучении

1.1 Понятие «контекст» и «контекстное обучение» как смыслообразующие категории

Для определения понятия «контекстное обучение» рассмотрим вначале значения термина «контекст». Согласно «Новейшему философскому словарю», контекст (лат. contextus - соединение, тесная связь) представляет собой квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом системности текста как экспрессивно-семантической целостности и состоящий в супераддитивности смысла и значения текста по отношению к смыслу и значению суммы составляющих его языковых единиц. В языкознании и логике под контекстом понимают относительно законченный в смысловом отношении отрывок текста или речи, в котором выявляется смысл и значение входящих в него слов или предложений, как лингвистическое окружение определённой языковой единицы. Контекст также может определяться как система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которые влияют на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение ей как целому и её отдельным компонентам. При этом следует различать внутренний и внешний контексты. Под внутренним контекстом понимают индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека. К внешнему контексту относят предметные, пространственно-временные и иные характеристики обстоятельств, в которых человек действует.

Согласно развивающемуся в последние десятилетия контекстному подходу в образовании (А.А. Вербицкий), процесс и содержание профессионального образования должны исходить из главной цели - подготовки высококвалифицированного специалиста. Таким образом, контекстный подход в обучении представляет собой подход к проектированию педагогических систем и реализации образовательного процесса, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаковых средств наложено на канву этой деятельности. В теории контекстного обучения понятие «контекст» выступает смыслообразующей категорией, а создание в образовательном процессе многообразных контекстов жизни и профессиональной деятельности обеспечивает личностное включение обучающегося в процессы познания, овладение будущей профессиональной деятельностью. Таким образом, основной единицей содержания контекстного обучения является не блок информации, а система во всей её предметной и социальной неоднозначности и противоречивости.

Несмотря на то, что теория контекстного обучения изначально разрабатывалась применительно к проблемам профессионального образования, с появлением новых стандартов и требований в образовании, в частности, компетентностного подхода ее основные положения могут быть использованы и применительно к общеобразовательной школе.

1.2 Суть теории и практики контекстного подхода в профессиональном обучении

Образование представляет собой искусственную модель реальной жизни и профессиональной деятельности - по содержанию и формам обучения, по той деятельности, которую студент выполняет для усвоения этого содержания, по укладу жизни образовательного учреждения, ответственности и т.п. Из данного утверждения сформулируем основное противоречие профессионального образования - овладение профессиональной деятельности должно быть обеспечено в рамках качественно иной учебной деятельности. В ходе сравнительного анализа содержательного наполнении структуры учебной и профессиональной деятельности между ними были обнаружены существенные различия. В учебной деятельности преобладает потребность в учении, познавательный мотив, целью является общее и профессиональное развитие личности, предметом - учебная информация, средствами - психическое отражение реальности, результатом - деятельностные способности личности, система отношений к миру, людям, себе. В профессиональной деятельности ведущей считают потребность в труде, мотивом служит реализация интеллектуального и духовного потенциала, средствами - преобразование реальной действительности, предметом (для педагога) - сознание человека, и результатом - образованность людей. Поэтому для достижения целей формирования личности высококвалифицированного специалиста в вузе необходимо обучение, обеспечивающее трансформацию познавательной в профессиональную деятельность с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, поступков, средств, предметов и результатов. В отличие от студента в традиционном обучении специалистом в профессиональной деятельности сначала осуществляется анализ ситуации, обстановки, затем постановка задачи, её решение и доказательство истинности решения. Данная схема действий будущего специалиста служит обобщенной моделью познавательной деятельности студента в активном обучении контекстного типа.

В то же время, по мнению А.А. Вербицкого, часть студентов поступает в вуз с нейтральным и даже отрицательным отношением к профессиональной деятельности, которое может сохраниться до окончания института. Первоначальное положительное отношение к профессии в процессе учебы может смениться на нейтральное и даже отрицательное. В связи с этим, содержание и процесс обучения должны обеспечить не только предметную и социальную подготовку будущего специалиста, но и развивать профессиональную мотивацию. Одним из условий этого, по А.А. Вербицкому, является включение в учебный процесс различных элементов будущей профессиональной деятельности, которое может быть реализовано в ходе контекстного подхода в профессиональном обучении. Становление личности специалиста в контекстном обучении осуществляется в ходе последовательного включения студента в базовые формы деятельности:

· учебную деятельность академического типа,

например, информационная лекция. Уже на данном этапе обучения намечаются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности: моделируются действия специалистов, ставятся имеющие теоретические, противоречивые по своей сути вопросы и проблемы;

· квазипрофессиональную - моделирование условий, содержания и динамику профессиональной деятельности, отношения занятых в ней людей (например, деловая, функционально-ролевая и имитационные игры);

· учебно-профессиональную деятельность, в ходе которой студент выполняет реальные исследовательские и практические функции, используя при этом интеллектуальные дидактические компоненты адаптивных образовательных систем в сочетании с традиционными формами совершенствования профессиональных компетенций. На данном этапе происходит процесс совершенствования профессиональных компетенций за счёт трансформации учебной деятельности в профессиональную.

А также промежуточные - любые, обеспечивающие поэтапную трансформацию одного вида деятельности в другой. Примерами могут служить проблемная лекция, семинар - дискуссия, групповое практическое занятие, тренинг, анализ деловых отношений, спецкурсы. Наличие данных условий придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям, умениям, навыкам. Общепрофессиональные дисциплины в теории контекстного обучения преподаются исходя из будущей профессии.

1.3 Источники теории и технологий контекстного подхода в обучении иностранному языку

Источники теории и технологии контекстного обучения включают в себя:

1. деятельностную теорию усвоения социального опыта, опирающуюся на понятия действия, задачи, проблемы. Учение с позиции данной теории трактуется с деятельностных позиций, когда усвоение того или иного материала раскрывается путём его преобразования в систему некоторой задачи;

2. теоретическое обобщение практического опыта в методике преподавания иностранного языка, использование форм и методов инновационного обучения;

3. смыслообразующую категорию «контек...

Другие файлы:

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку
Значение изучения иностранного языка. Дифференцированный подход в обучении английскому языку. Формирование личностного отношения учащихся к знаниям пр...

Индивидуальный подход при обучении иностранному языку
Понятие индивидуализации при обучении иностранному языку. Анализ успешности усвоения иностранного языка при применении индивидуального подхода. Практи...

Домашнее чтение в обучении английскому языку на среднем этапе его изучения
Роль домашнего чтения в самостоятельной работе учащихся по иностранному языку. Аутентичность как обязательное условие отбора учебного текста. Литерату...

Методы организации самостоятельной работы школьников при обучении иностранному языку
Самостоятельная работа учащихся при обучении иностранному языку, как методическая проблема. Психологические особенности организации самостоятельной ра...

Региональный компонент в обучении иностранному языку
Внедрение регионального компонента в обучение иностранному языку. Психологический и социокультурный аспекты обучения иностранному языку на регионально...