Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО "Красноярский ДОК" на внутреннем и внешнем рынке

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Понятие, сущность и критерии конкурентоспособности продукции в маркетинге. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ЗАО "Красноярский ДОК". Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции предприятия на внутреннем и внешнем рынке.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «Красноярский ДОК» на внутреннем и внешнем рынке

Содержание

Введение

1. Основные теоретические и методологические аспекты управления конкурентоспособностью товаров в организации

1.1 Понятие, сущность и критерии конкурентоспособности продукции в маркетинге

1.2 Факторы, оказывающие воздействие на конкурентоспособность товара

1.3 Алгоритм оценки конкурентоспособности продукции

2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ЗАО «Красноярский ДОК»

2.1 Анализ внешней среды организации

2.2 Анализ внутренней среды организации

3. Оценка конкурентоспособности и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ЗАО «Красноярский ДОК» на внутреннем и внешнем рынке

3.1 Оценка конкурентоспособности продукции

3.2 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции

3.3 Экономическая оценка и обоснованность предлагаемых решений

Заключение

Список использованных источников

Введение

Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг и от конкурентоспособности самого предприятия.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях в мире происходит усиление конкуренции, внедрение все новых технологий, ускорение насыщения спроса, интернационализация, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления организациями и рычагов повышения конкурентоспособности. Именно поэтому необходимость проведения комплексного анализа конкурентоспособности товаров, связанная с определением четкой методологии оценки данного явления, становится очевидной.

Если раньше ввоз импортных изделий был ограничен, то с началом рыночных преобразований в Россию в большом количестве стали поступать товары со всех концов света, поэтому главным фактором, определяющим коммерческий успех товара, стала его конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. Стоит отметить, что с точки зрения потребителя главным носителем конкурентоспособности является не само предприятие, а его товар.

Сведения, касающиеся методологии и проблематики анализа конкурентоспособности товара, можно почерпнуть из маркетинговой и социологической литературы таких российских и зарубежных исследователей, как Е. П. Голубков (1998), П. С. Завьялов (1996), И. М. Лифиц (2001), Ж. Ж. Ламбен (1996), Г. Л. Багиев (2001), В. М. Тарасевич (2001), Х. Анн (2001), Р. А. Фатхутдинов (2005), М. Портер (1993), Н. А. Мансурова (2010), Е. В. Клюева (2010), К. А. Парахин (2007) и других.

Цель работы - комплексная оценка конкурентоспособности продукции предприятия лесоперерабатывающего комплекса ЗАО «Красноярский ДОК» на внутреннем и внешнем рынке, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции.

Объект исследования - процесс влияния конкурентоспособности продукции на деятельность предприятия во внешней среде.

Предметом исследования является механизм оценки конкурентоспособности продукции.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования.

2. Выявить сущность, критерии и факторы конкурентоспособности продукции в маркетинге.

3. Смоделировать алгоритм оценки конкурентоспособности продукции.

4. Рассмотреть специфику деятельности предприятия ЗАО «Красноярский ДОК» во внешней и внутренней среде.

При написании курсовой работы были использованы различные теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и сравнительный анализ научной литературы, текстов монографий, а также статей экономических журналов по данной теме; ситуационный анализ деятельности предприятия ЗАО «Красноярский ДОК» во внешней среде; методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия, такие как ранговый анализ структуры ассортимента, рейтинговый сравнительный анализ и др. Структура курсовой работы определена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованных источников.

1. Основные теоретические и методологические аспекты управления конкурентоспособностью товаров в организации

1.1 Понятие, сущность и критерии конкурентоспособности продукции в маркетинге

В современных условиях развития экономики важно не просто «что-то» производить, а стремиться к качеству и конкурентоспособности производимой продукции. Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Состязание товаропроизводителей развивает экономику, так как прекращают деятельность не отвечающие требованиям рынка предприятия и организации и остаются функционировать только конкурентоспособные.

Ключевым, смыслообразующим понятием по отношению к термину «конкурентоспособность» выступает «конкуренция». Само понятие конкуренция имеет большое количество определений. Первоначально слово конкуренция возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает «сталкиваться». Наиболее четко отражает специфику данного понятия определение, предложенное Т. В. Юрьевой: «конкуренция - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья» (Т. В. Юрьева, 1999).

Термин «конкурентоспособность» в настоящее время является одним из наиболее распространенных применительно к национальной экономике, предприятиям, товарам и т.д. В настоящее время нет общепринятого определения конкурентоспособности. Этот термин широко используется не только применительно к товару и фирме, но и к стратегии отрасли, стране. Мало найдется экономических понятий, относительно которых разногласия носили бы столь выраженный характер, как по отношению к понятию «конкурентоспособность». Оно имеет различные толкования как среди отечественных, так и среди зарубежных специалистов. Это свидетельствует, с одной стороны, о чрезвычайной важности и сложности проблемы, а с другой стороны ? о незавершенности её методологической проработки и необходимости дальнейших исследований (Н. А. Мансурова, Е. В. Клюева, 2010).

В своей работе будем опираться на определение конкурентоспособности, данное исследователями К. А. Парахиным и В. Н. Парахиной: «это характеристика, которая выражает отличия данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности».

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия могут рассматриваться как часть и целое. Взаимосвязь между ними иллюстрирует наглядная схема, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1 - Подходы к оценке конкурентоспособности

Конкурентоспособность предприятия - это один из основных критериев оценки эффективности его деятельности и развития. В самом широком смысле её можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Конкурентоспособность предприятия, с точки зрения производителя, формируется из многих факторов, которые включают в себя эффективность функционирования различных его подразделений, а так же конкурентоспособность товара как конечного продукта деятельности.

Конкурентоспособность товара - это комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами- конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение (К. А. Парахин, В. Н. Парахина, 2007).

С точки зрения потребителя главным носителем конкурентоспособности является не само предприятие, а его товар. Успех конкретного товара на рынке означает предпочтение покупателя, отданное предприятию производителю этого товара в условиях широкого предложения товаров-аналогов конкурентами (другими производителями). В условиях рынка каждый покупатель всегда приобретает тот товар, который в большей мере удовлетворяет его потребности. Совокупность покупателей, отдавших предпочтение товару конкретного производителя, является объективной оценкой (характеристикой) удовлетворения общественной потребности этим товаром по сравнению с другими производителями. Таким образом, конкурентоспособность товара (услуги) характеризует и конкурентоспособность предприятия-производителя (Н. А. Мансурова, Е. В. Клюева, 2010).

Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность, потребляемая мощность и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности - это качественная и количественная характеристи...

Другие файлы:

Оценка конкурентоспособности товара
Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услу...

Оценка конкурентоспособности продукции промышленных предприятий (на пример ООО "Татспиртпром")
Методики оценки конкурентоспособности продукции предприятия, факторы, ее определяющие. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия на примере О...

Факторы конкурентоспособности продукции
Понятие и сущность конкурентоспособности продукции. Принципы, дающие конкурентные преимущества производителю. Инвестиции в качество. Ценообразование,...

Оценка конкурентоспособности полиграфического предприятия на рынке печатной рекламной продукции Санкт-Петербурга
Курсовая работа на тему: "Оценка конкурентоспособности полиграфического предприятия на рынке печатной рекламной продукции Санкт-Петербурга", содержит...

Определение конкурентоспособности продукции сети ресторанов "Subway" на мировом рынке
Понятие и сущность конкурентоспособности товаров, особенности и принципы, методологическое обоснование ее оценки в международном бизнесе. Оценка привл...