Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Основные экономические показатели функционирования транспортного хозяйства (по видам транспорта)

Тип: контрольная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Выявление и анализ особенностей функционирования транспорта в условиях рыночной экономики. Изучение макроэкономических показателей системы по оценке технико-экономического состояния транспорта. Параметры оценки работы транспортного хозяйства предприятия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

20

Контрольная работа

Тема: Основные экономические показатели функционирования транспортного хозяйства (по видам транспорта)

Содержание

Введение

Глава 1. Функционирование транспорта в условиях рыночной экономики

Глава 2. Макроэкономические показатели системы оценки технико-экономического состояния транспорта

Глава 3.Показатели работы транспортного хозяйства предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы работы следует из того, что транспорт - одна из наиболее важных отраслей материального производства. Материальный характер транспортного производства - это то общее, что объединяет транспорт с другими отраслями. Продолжая производственный процесс всех отраслей, транспорт связывает все отрасли, а также различные районы страны в единое народнохозяйственное целое. Государство будет использовать транспорт в качестве одного из важнейших инструментов для решения кардинальных социально - экономических проблем. Производство любой продукции связано с затратами живого и овеществленного труда, которые в совокупности называют издержками производства.

Транспорт за осуществление им перевозочной деятельности, выполнение погрузочно-разгрузочных и других работ (хранение груза и багажа, экспедиционные операции и т.п.), связанных с перевозками получает выручку по системе специальных тарифов и дополнительных сборов. За ее счет возмещаются эксплуатационные расходы транспортных предприятий и организаций, а также образуются денежные накопления. Это возмещение и есть финансирование на транспорте. Определим, что такое финансирование транспорта. Это один из важнейших принципов хозяйственного расчета на наиболее развитой его стадии, характерной для рыночной экономики. При финансировании за счет выручки от реализации продукции (услуг) не только покрываются текущие затраты (себестоимость), но и обеспечивается расширенное воспроизводство, то есть все виды инвестиций, а также направление средств на социально-экономическое развитие предприятий транспорта

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.

Объект исследования - транспорт как отрасль национальной экономики. Предмет исследования - система показателей, характеризующих уровень развития транспорта как отрасли.

Цель исследования - рассмотреть роль транспортного комплекса в национальной экономике, и показатели, характеризующие степень его развития.

Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:

1. определить роль транспорта в национальной экономике;

2. дать характеристику транспортной инфраструктуры;

3. проанализировать экономические показатели транспортной отрасли на макро- и микроэкономическом уровне.

Глава 1. Функционирование транспорта в условиях рыночной экономики

Транспорт, являясь отраслью материального производства, выполняет функцию пространственного перемещения продукции промышленного и сельскохозяйственного назначения, связывает производство и потребление, объединяет различные отрасли и регионы в единый комплекс, обеспечивая непрерывный процесс развития производительных сил. Транспорт ускоряет кругооборот материальных благ в общественном производстве, увеличивая тем самым, суммарную продукцию народного хозяйства страны. Хотя на транспорте и совершается процесс производства, но он своеобразен в отличие от промышленного, сельскохозяйственного секторов тем, что на транспорте продукт в новой натурально-вещественной форме не создается. Его полезный эффект достигается за счет перемещения созданной другими отраслями материального производства продукции от места производства к местам потребления. Такое положение исключает возможность существования транспортной продукции отдельно, вне производственного процесса, где производство, реализация и потребление транспортной продукции слито воедино. Процесс производства, реализации и потребления продукции транспортного комплекса региона совершается в пределах обращения и для обращения. На транспорте резервом являются средства труда в отличие от промышленности и сельского хозяйства, где резервируется продукция. Стоимость продукции транспорта значительно отличается от стоимости продукции других отраслей, так как в составе средств транспортного производства отсутствует сырье Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. - М.: Маркетинг, 2007. - С.44.

Транспорт, как любая сложная система, постоянно изменяется, приобретает новые качественные черты. В переходный и перестроечный периоды из года в год наблюдалось снижение объемов перевозки грузов и пассажиров, и только в настоящее время прослеживается некая стабилизация роста объемов перевозок.

Динамика развития всех видов транспорта полностью соответствует экономическому и политическому состоянию страны. Период становления и развития рыночных отношений сопровождался сложными социально - экономическими процессами, в том числе и кризисными явлениями в экономике. С наибольшей остротой кризисные явления проявились в 1992-1994 гг., последующие 1995-1997 гг. были периодом стабилизации экономики и ее роста, который, к сожалению, был остановлен кризисом 1998 г. в России.

С началом реформ, как следствие неупорядоченных межрайонных связей, значительно возросла средняя дальность международной перевозки грузов на железных дорогах. По всем грузам она составила 1062 км против 963 км в более обширном СССР (1990 г.), в том числе по каменному углю - 1045 км против 880 км, нефтетопливу - 1253 км против 1090 км, черным металлам - 2342 км против 1520 км, минеральным удобрениям - 1328 км против 1160 км. Многочисленные примеры того, откуда, куда и что везут в нашей стране, приводимые средствами массовой информации, бывают поразительными.

Развитие транспорта в условиях рыночной экономики характеризуется усилением сдвигов и соотношений между отдельными видами транспорта в общей транспортной системе России.

Анализируя эти данные, можно сделать следующие выводы: во-первых, до 2000 г. падало доминирующее значение одного вида транспорта - железнодорожного, соответственно и контейнерные железнодорожные перевозки. Например, если в 1970 г. его доля в грузообороте превосходила находящийся на втором месте по этому показателю морской транспорт в 4 раза, то в 2000 г. на первое место вышел трубопроводный, быстро развивающийся вид транспорта, доля в грузообороте которого превосходила в 1,58 раза оказавшийся на втором месте железнодорожный вид транспорта. Во-вторых, если до начала девяностых годов доминировал все же железнодорожный транспорт, то значение и позиции других видов транспорта претерпевали взаимные изменения. В 1970 г. на втором и третьем местах соответственно находились морской и трубопроводный транспорты, в 1975 г. они поменялись местами. В 1990 г. на первую ступеньку, опередив железнодорожный и морской, вышел трубопроводный транспорт. В пассажирообороте свои позиции железнодорожный транспорт начал уступать автомобильному с 1996 г., и к 2011 году эта тенденция усилилась.

В настоящее время ведущее место в транспортной системе России занимает железнодорожный транспорт (80-85% международные грузоперевозки и 60% пассажирских перевозок). По предсказаниям специалистов XXI век будет эрой грузового и пассажирского транспорта, тем более доказано, что железнодорожный транспорт является самым экологичным, он выбрасывает в атмосферу в 5 раз меньше выхлопных газов, чем автомобильный.

Долгосрочный прогноз российских ученых, основанный на анализе глубоких экономических спадов, имевших место за последние 100 лет в различных странах, показывает, что потребность в перевозках в России к 2015-2020 гг. будет соответствовать максимальной потребности в стране с последующим приростом в 5 - 7% ежегодно.

Специализация транспортных средств способствует увеличению его зависимости от номенклатуры, объемов реализации продукции промышленности, сельского хозяйства. При исследовании развития транспорта необходимо анализировать все взаимосвязи между промышленным, сельскохозяйственным производством, торговлей и транспортом и учитывать координацию работы различных видов транспорта между собой Лаврова О.В. Материальные потоки. М.: ИНФРА-М, 2007. - С.97.

По мнению специалистов, на существующем этапе государственного строительства новой России любые усовершенствования в сфере производства, распределения, реализации, потребления, в финансово - кредитной системе и др. к реальным успехам не приведут, если с опережением не будет усовершенствована транспортная отрасль экономики Российской Федерации.

В соответствии с Программой социально - экономического развития страны особое внимание необходимо уделять опережающему развитию транспортного комплекса, играющего...

Другие файлы:

Статистический анализ транспорта
Перевозки грузов по видам транспорта в динамике. Основные показатели работы автобусного транспорта по видам сообщения. Наличие подвижного состава. Обе...

Инфраструктура транспорта
Влияние транспорта на эффективность функционирования экономики. Качество транспортного обеспечения, критерии и параметры его оценки, исследование инфр...

Организация транспортного хозяйства
Состав, значение и задачи транспортного хозяйства. Классификация транспортных средств, условия их выбора. Виды операций перемещения груза, расчет груз...

Открытие нового маршрута для улучшения транспортного обслуживания населения. Санитарная очистка городов
Виды городского транспорта. Характерные показатели вариантов проекта пассажирского транспорта на маршруте. Технические характеристики мусоровозов. Выб...

Эффективность воздушного транспорта и его основные показатели функционирования
Определение преимуществ (высокая скорость, оперативность), недостатков (ограничение по весу) и проблем развития воздушного транспорта. Рассмотрение ме...