Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Микроэкономика. Теория спроса и предложения

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Микроэкономика и ее основные понятия: проблемы потребителя и производителя; рыночное и общее равновесие; ассиметрия информации; внешние эффекты (экстерналии); общественные блага. Практическое применение факторов эластичности спроса и предложения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Тамбовский государственный технический университет"

Кафедра "Экономика"

Реферат на тему

"Микроэкономика. Теория спроса и предложения"

Выполнил: ст. гр. СХП-31

Баландина А.В.

Проверил: к.э.н., доцент

Жариков Р.В.

Тамбов 2013

Содержание

Введение

1. Микроэкономика и основные понятия

2. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос

3. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение

4. Рыночное равновесие. Равновесная цена

5. Эластичность спроса и предложения

5.1 Эластичность спроса по цене

5.2 Эластичность предложения по цене

6. Практическое применение факторов эластичности спроса и предложения

Заключение

Список литературы

микроэкономика потребитель производитель спрос

Введение

Изучение спроса и предложения на рынке сейчас становится первоочередной задачей. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. Таким образом, взаимосвязь спроса и предложения крайне значима на рынке товаров и услуг.

1. Микроэкономика и основные понятия

Микроэкономика -- наука, изучающая взаимодействие экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя -- почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).

2. Проблема производителя -- как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Рыночное равновесие и структура рынка.

4. Общее равновесие -- как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

5. Асимметрия информации -- как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.

6. Внешние эффекты (экстерналии) -- как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других

7. Общественные блага -- как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

Базовые понятия микроэкономики:

Экономические потребности -- внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Первичные -- удовлетворяют жизненно-важные потребности человека (сон, еда, одежда). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой. Вторичные -- все остальные потребности (досуг и т. д.)

Экономические блага -- средства удовлетворения экономических потребностей (вещи, услуги). Среди экономических благ необходимо выделить взаимозаменяемые -- субституты (чай, кофе, поезд или самолёт), взаимодополняемые -- комплементарные товары (бумага -- ручка, авто -- бензин). Экономические блага делят на -- настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные). Долговременные -- многоразовые. Недолговременные -- исчезающие в результате разового потребления.

Экономический выбор -- выбор наилучшего из альтернативных вариантов, который обеспечивает макс. удовлетворение потребностей при данных затратах.

Цена - денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени.

Общая полезность есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется. Изменение общей полезности отражается в показателе предельной полезности. Предельная полезность -- это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени. Кривая предельной полезности показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.

Важную роль в микроэкономике играет анализ спроса и предложения, отвечающий на ряд вопросов: на какие товары вырастет спрос, если будет повышена заработная плата определённой группе работников; как будут реализованы товары, если вырастут цены? Экономисты выбрали спрос и предложение в качестве характеристики, взаимосвязи цены, товаров, дохода и др. При изменении цены товара происходит два типа изменений:

Изменение цены одного товара меняет средний уровень цен всех товаров, что изменяет реальный доход потребителя и заставляет его снизить уровень всех покупок, в том числе и покупок данного товара.

Изменение цены данного товара заставляет покупателя менять структуру покупок, уменьшать объём покупок данного товара и увеличить покупки других товаров.

2. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос

Спрос - это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определённого периода времени цен.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к увеличению величины спроса и, наоборот, повышение цены (при прочих равных условиях) ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса (обратная зависимость).

Изображённая кривая характеризует состояние цен и объёма покупок товаров в определённый период времени. Она имеет отрицательный наклон, что говорит о желании потребителей купить большее количество товаров при меньшей цене. Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы:

увеличение (сокращение) доходов потребителя;

изменение вкусов и предпочтений;

ценовые и дефицитные ожидания;

колебания расходов на рекламу;

изменение цен товаров - субститутов и комплементарных товаров;

рост (уменьшение) количества покупателей и др.

Все эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, что можно показать на графике (рис. 1.2).

Например, увеличение денежных доходов потребителей означает повышение спроса, т.е. сдвиг кривой D в положение D2. Если два товара взаимозаменяемые (товары - субституты), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. А если два товара взаимодополняемые (комплементарные), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, увеличение цен на фото - аппараты повлечёт за собой уменьшение спроса на фотоплёнку.

Таким образом, движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (рис.1.1). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: он происходит под влиянием факторов, определяющих кривую спроса (рис.1.2.).

3. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение

Предложение - количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и доставить на рынок по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведённых товаров от уровня цен может быть изображена графически.

Изображённая кривая S характеризует уровень цен и объём продаж товаров. Она имеет положительный наклон, что говорит о желании производителя продать большее количество товаров по более высокой цене.

Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы:

Цены факторов производства

Технология производства. Совершенствование технологий приведёт к уменьшению затрат на единицу продукции, следовательно увеличится объём выпуска продукции, что приведёт к увеличению предложения.

Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, поэтому их увеличение приведёт к сокращению предложения. Напротив, субсидии государства способствуют снижению издержек производства и увеличению предложения.

Ожидания изменения цен. Ожидания изменений цены в будущем на продукт могут повлиять на желание производителя задержать товар или поставить...

Другие файлы:

Теория спроса и предложения
Теория спроса и закон спроса. Теория предложения и закон предложения. Рыночное равновесие и его сдвиг. Единственность и неединственность равновесия. Э...

Теория спроса и предложения
Рынок и закон спроса. Экономическая сущность рыночного спроса. Прогнозирование спроса на продукцию предприятия. Экономический кругооборот, взаимосвязь...

Микроэкономика и макроэкономика
Рынок: понятие, условия развития, основные функции. Экономическая теория прав собственности. Закон спроса и предложения. Неценовые детерминанты предло...

Теория спроса и предложения
Понятие спроса и предложения. Спрос и предложение на рынке, оценка их эластичности и взаимодействия. Характеристика методов изучения эластичности спро...

Теория спроса и предложения
Закон спроса и предложения; факторы, определяющие изменения их величины: уровень цены, принцип убывающей предельной полезности, эффект дохода и замеще...