Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Теория спроса и предложения

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Рынок и закон спроса. Экономическая сущность рыночного спроса. Прогнозирование спроса на продукцию предприятия. Экономический кругооборот, взаимосвязь спроса и предложения. Определение влияния спроса на экономическую стратегию предприятия "Град".
Краткое сожержание материала:

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А.СТОЛЫПИНА»

Филиал в г.Ульяновске

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Теория спроса и предложения»

Выполнил

Студент 1 курса, группы ЭУз-102

заочной формы обучения

специальности

Сергеева А.И

Руководитель

Ст.преподаватель Каймакова М.В.

Ульяновск 2010г.

Содержание

Введение

I. Рыночный спрос: экономическая сущность

1.1 Рынок и закон спроса

1.2 Изменение спроса

1.3 Спрос на ресурсы

1.4 Эластичность спроса

II. Спрос и предложение

2.1 Взаимосвязь спроса и предложения

2.2 Экономический кругооборот

III. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия «Град»

Заключение

Приложения

Библиографический список

Введение

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики - это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.

Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.

Актуальность этой темы в том, что спрос и предложение являются основными доминирующими факторами в рыночных отношениях, именно они регулируют развитие рынка.

Цель исследования: определить влияние спроса на экономическую стратегию предприятия

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить экономическую сущность рыночного спроса;

рассмотреть взаимосвязь спроса и предложения;

рассмотреть экономический кругооборот.

Объектом исследования является предприятие «Град»

Предметом исследования являются прогнозирование спроса на продукцию предприятия.

I. Рыночный спрос: экономическая сущность

1.1 Рынок и закон спроса

Рынок -- косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений.

Рынок -- это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок -- основа рыночной экономики.

Рынок -- это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными -- на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории / Е.Ф.Борисов. - .М. : Высш.шк., - 2004.с 36

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Спрос -- это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.

Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату-- т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.

Спрос и предложение -- взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение -- совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Видятина В.И., Добрынина А.И. - Экономическая теория / В.И. Видятина, А.И. Добрынина - М.: Инфра - 2003. с 41

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса -- максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности -- то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, -- потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул пр...

Другие файлы:

Теория спроса и предложения
Теория спроса и закон спроса. Теория предложения и закон предложения. Рыночное равновесие и его сдвиг. Единственность и неединственность равновесия. Э...

Теория спроса и предложения
Понятие спроса и предложения. Спрос и предложение на рынке, оценка их эластичности и взаимодействия. Характеристика методов изучения эластичности спро...

Теория спроса и предложения
Закон спроса и предложения; факторы, определяющие изменения их величины: уровень цены, принцип убывающей предельной полезности, эффект дохода и замеще...

Теория поведения потребителя и прозводителя
Что такое спрос и факторы его формирования. Кривая и шкала спроса и предложения. Теория поведения производителя. Цели деятельности фирмы. Закон предло...

Теория спроса и предложения
Функционирование рыночного механизма, эластичность спроса и предложения. Расчет показателей объема спроса и эластичности. Равновесная цена и равновесн...