Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Малое и среднее предпринимательство в Забайкальском крае

Тип: дипломная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Понятие малого и среднего предпринимательства, нормативно-правовая база регулирования и поддержки. Характеристика деятельности органа исполнительной власти Забайкальского края. Необходимость оказания финансовой поддержки по сертификации продукции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в последнее время стало не только экономической, но и политической задачей. Современные темпы развития экономики России определяют необходимость наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики. Существенная роль в этих процессах отводится малому предпринимательству, как важнейшему инструменту реализации инноваций в бизнесе, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщать рынок товарами и услугами, обеспечивать занятость, увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Однако самостоятельно развиваться малому предпринимательству на территории Российской Федерации зачастую бывает достаточно сложно. В связи с чем принимаются различные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Поскольку экономика страны должна постоянная развиваться, а как уже говорилось ранее, малое и среднее предпринимательство играет в социально-экономическом развитии страны достаточно существенную роль тема поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является достаточно актуальной.

Целью дипломной работы является изучение состояния малого и среднего предпринимательства на территории Забайкальского края и России в целом, рассмотрение мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации и Забайкальского края, а также анализ эффективности реализуемых программ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В ходе написания дипломной работы были изучены программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемые на территории отдельных субъектов Российской Федерации.

Дипломная работа включает в себя 3 главы. В первой главе «Теоретические аспекты развития малого и среднего предпринимательства» описано само понятие малого и среднего предпринимательства, приведена нормативно-правовая база, регулирующая малое предпринимательство в России, описаны меры государственной поддержки, приведена динамика развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации за последние несколько лет.

Во второй главе «Анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае» дана характеристика деятельности органа исполнительной власти Забайкальского края, уполномоченного в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, приведена оценка состояния малого предпринимательства и анализ реализации программ развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае.

В третьей главе «Мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае» предложена совершенно новая, для Забайкальского края мера развития малого и среднего предпринимательства - оказание финансовой поддержки по сертификации продукции (работ, услуг), дано описание целесообразности реализации данной меры поддержки, также приведены прогнозная оценка эффективности и расчет затрат, необходимых для реализации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Понятие малого и среднего предпринимательства и нормативно-правовая база регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства

Рассмотрение сущности данного вопроса следует начать с определения термина малого и среднего предпринимательства. Малым предпринимательством признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов малого предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малому предпринимательству присущи все свойства, которые характеризуют предпринимательскую деятельность вообще, однако основной особенностью малого предпринимательства является относительно высокий уровень риска. [1 с. 6]

Анализируя зарубежную и отечественную практику, основными критериями отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства являются: средняя численность работников, занятых на предприятии, объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся предприятия, отвечающие следующим условиям:

средняя численность за предшествующий год:

малые предприятия - до 100 чел.; средние предприятия - до 250 чел.

Выручка от реализации без НДС за предшествующий год:

малые предприятия - до 400 млн руб.; средние предприятия - до 1 млрд руб.

Для юридических лиц дополнительно:

суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, нерезидентов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также одного или нескольких крупных предприятий в уставном капитале не должна составлять более 25 %.

Для малых предприятий характерен ряд положительных качеств, которыми крупные компании обладать не могут. Так, например крупные компании не в состоянии уследить за всеми товарами и рынками, они воспринимают любые перемены и новшества, как риск. Также следует отметить, что малые предпринимательские фирмы действуют по прогрессивному принципу ориентации на нужды общества, поскольку им жизненно необходимо производить и предлагать рынку что-то новое, действительно требуемое. Именно этим и объясняется то, что значительное большинство новых товаров и видов услуг рождается на малых предприятиях. Поскольку на начальном этапе у малых предприятий относительно небольшие издержки производства, следует отметить значительную гибкость, присущую им. При неудаче в одной сфере деятельности они могут оперативно переключиться на другую, более эффективную. Кроме того, нередко встречаются малые предприятия, которые совмещают работу над несколькими проектами. [1 с. 34, 2 c. 9]

Однако у малых предприятий существует и ряд недостатков:

более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке;

ошибки в управлении собственным делом;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. [1 с. 35]

Но большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Поскольку предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел, как правило, более удачливы. Также считается, что если в управлении фирмы участвует не один человек, а несколько, то шансы на выживание возрастают. Кроме того, большое значение на развитие малой фирмы оказывает размер первоначального капитала. Так как чем выше финансирование на первом этапе, тем больше у фирмы возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды. [1 с. 36]

Для более успешной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо жесткое регулирование. Его обеспечивает государство путем создания необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства.

Правовые нормы должны обеспечивать:

упрощенную и ускоренную процедуру регистрации и открытия предприятий малого бизнеса;

защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;

совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развитие совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда также входят создание региональных центров поддержки предприятий малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности.

К причинам, обосновывающим необходимость государственного регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства, относятся:

необходимость защитить фирмы друг от друга. Все признают конкуренцию двигателем прогресса. Но когда затрагиваются интересы того или предпринимателя, он стремится избавиться от конкурентов;

необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Фирмы, оставшиеся без надлежащего присмотра, могут начать выпускать товары низкого качества, приводить ложные сведения в рекламе, вводить в заблуждение потребителей посредством упаковки и уровня цен. [2 с. 14]

В Российской Федерации, так же как и в остальных странах мира, малый и средний бизнес является очень важным элементом экономики, который обеспечивает активный рост объемов произв...

Другие файлы:

Анализ существующей ВОЛС компании "ЗАО Мобиком-Хабаровск" в Забайкальском крае
Цифровые технологии передачи информации. Зона покрытия мобильной связью и предоставления Интернета в Забайкальском крае. Выбор телекоммуникационного о...

Правовое регулирование Забайкальского края
Правовое регулирование местного самоуправления в Забайкальском крае. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими п...

Социальная работа с неполными семьями в Забайкальском крае
Определение понятия, оценка и исследование социально-экономических характеристик неполной семьи. Раскрытие и изучение содержания социальной работы с н...

Основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях
Хотя лицо любого развитого государства определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научн...

Малое предпринимательство
Малое предпринимательство как составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, основные аспекты деятельности. Анализ влияния малого предпринимательст...