Индикативное планирование
Индикативное планирование в системе государственного регулирования экономики, его функции. Государственное планирование в рыночной экономике. Анализ механизма реализации индикативного плана. Формирование системы индикативного планирования в России.
Краткое сожержание материала:
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- Глава 1. Индикативное планирование в системе государственного регулирования экономики
- 1.1 Возможность государственного планирования в рыночной экономике
- 1.2 Причины возникновения, Понятие и сущность индикативного планирования
- 1.3 Функции индикативного планирования
- Глава 2. Анализ механизма реализации индикативного плана
- 2.1 Эволюция форм индикативного планирования в зарубежных странах
- 2.2 Процесс реализации индикативного плана
- 2.3 Недостатки индикативной формы планирования
- Глава 3. Формирование системы индикативного планирования в России
- Заключение
- Список литературы
Введение
Процесс реформирования российской экономики, направленный на создание основ либерального рыночного хозяйства, проводился в условиях резкого снижения роли государственного регулирования. Демонтаж существующих, пусть и несовершенных плановых структур, осуществлялся без создания новых, способных эффективно управлять воспроизводственными процессами.
Уход от сложившейся системы планирования привел к несогласованности действий государства и отдельных субъектов экономики, резкому падению производства, снижению уровня жизни населения, росту несбалансированности в развитии различных отраслей экономики, увеличению диспропорциональности между накоплением и потреблением, инвестициями, возмещением средств производства, что предопределило объективную необходимость появления новых форм государственной координации экономического развития страны.
Особую значимость в современном хозяйстве принимает ориентирование государством отраслей и фирм на достижение приоритетных стратегических целей, таких как ресурсосбережение, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности страны в области высоких технологий, поэтому одним из перспективных форм планирования на сегодняшний день является индикативное планирование, которое позволяет создать систему прогнозов, воздействий и стимулов, а также согласовать интересы различных социально-экономических групп. Таким образом, исследование индикативного планирования как одного из методов государственного регулирования социально-экономических преобразований представляется актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Целью работы является обоснование места и роли индикативного планирования в государственном регулировании рыночной экономики, изучение его сущности и выделение особенностей.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) обосновать возможность государственного планирования в рыночной экономике;
2) определить понятие и рассмотреть основные формы макроэкономического планирования;
3) изучить опыт применения государственного планирования в зарубежных странах;
4) определить содержание индикативного планирования как формы государственного регулирования экономики;
5) раскрыть механизм реализации индикативных планов и выявить его недостатки;
6) определить область применения и условия формирования системы индикативного планирования в России.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе становления и развития индикативного планирования.
Объектом исследования выступает индикативное планирование как метод государственного регулирования экономики.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды основоположников индикативного планирования, выводы отечественных и зарубежных ученых экономистов посвященные вопросам применения индикативного планирования в современном хозяйстве.
Изучение взаимосвязи и взаимозависимости между исследуемыми экономическими явлениями и процессами вызвало необходимость использования исторического, абстрактно-логического подходов. Системный подход позволил определить место и роль индикативного планирования в рыночном хозяйстве, выделить выполняемые им функции.
Информационную базу исследования составили документы и материалы органов государственной власти и управления, монографическая и другая научная и учебная литература по теме работы.
Глава 1. Индикативное планирование в системе государственного регулирования экономики
1.1 Возможность государственного планирования в рыночной экономике
Необходимость прогнозирования в рыночной экономике не вызывает сомнения ни у экономистов и производственников, ни у представителей любого направления экономической теории. Вместе с тем споры о том, возможно ли государственное планирование, не стихают в настоящее время. Рассмотрим доводы "за" и "против" государственного планирования.
В отличие от прогноза в основе плана лежит принятая всеми заинтересованными сторонами совокупность действий, т.е. плановых мероприятий по достижению допустимого в будущем выбора, или целей развития страны. Наиболее полное и обобщенное определение макроэкономического планирования дал Л. Йохансен Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования. Т. 1. - М-Экономика, 1976. С. 63. : "Макроэкономическое планирование представляет собой организованную деятельность, осуществляемую центральным планирующим органом или по его поручению для: а) подготовки решений и мероприятий, которые будут реализовываться Центром; б) согласования решений и взаимодействий низших звеньев системы управления (как между собой, так и с центром) в интересах развития социально-экономической системы и отдельных ее элементов как одного целого в соответствии с определенными задачами экономического развития".
Следовательно, возможность государственного планирования обосновывается необходимостью целенаправленного воздействия на развитие социально-экономической системы, координации усилий всех хозяйствующих субъектов или локальных органов управления (отраслей, регионов) для реализации комплексного подхода в управлении социально-экономической системой, согласования экономических задач с более широкими неэкономическими целями развития, в частности развития социальной сферы, достижения экологических целей и т.п.
Также весомый довод в пользу государственного планирования заключается в том, что любой стране нужна общенациональная стратегия структурной перестройки социально-экономической системы. Потребность в этом в бурно развивающемся и изменяющемся мире испытывают все страны. Но для развитых стран с "накатанной" экономикой, гармонически вписанной в мировое разделение труда, это не обязательно означает ликвидацию одних отраслей и появление новых. Суть структурной перестройки в общем случае - это так называемая реаллокация факторов производства, т.е. перераспределение инвестиций и рабочей силы из сфер производства, где они становятся не столь нужными, в сферы социально и стратегически значимые и перспективные.
Однако в условиях современной социально-экономической системы структурные сдвиги не могут состояться достаточно эффективно и быстро сами по себе. Опыт развитых стран показывает, что даже в условиях устоявшихся рыночных и демократических институтов структурные сдвиги должны управляться и планироваться. Пример: трудности в США с закрытием ряда военных производств; опыт Японии - решения консультативных групп о переливах капитала и рабочей силы из одной отрасли в другую и т. п.
Кроме того, лишь государство может эффективно решать такие общенациональные задачи, как:
рациональное землепользование;
равномерное развитие регионов страны;
развитие социальной сферы;
развитие производственной инфраструктуры.
Все прогрессивные ученые и общественные деятели отмечают, что возросший динамизм изменения социальной инфраструктуры, высокие требования к качеству жизни, содержанию труда, возросшая социальная ориентированность экономики делают необходимым государственное планирование социальных процессов, а не только регулирование. В свою очередь планирование социальной сферы невозможно без планирования производственной сферы.
С целью усиления тезиса о необходимости планирования в масштабе всей страны в литературе приводятся следующие доводы.
Ввиду того что цели развития отраслей, крупных корпораций и регионов зачастую противоречивы и не всегда совпадают с целями развития всей страны, только посредством государственного плана возможны целенаправленное развитие социально-экономической системы страны путем налаживания стабильных и достаточно прозрачных вертикальных связей отраслей, крупных предприятий и их объединений, регионов с органами государственного управления, достижение всеобщего согласия.
Только через государственный план структурная, инновационная и инвестиционная политика государства может быть связана с целями региональной, демографической, социальной, экологической, внешнеэкономической и военно-стратегической политики.
Необходимость государственного планирования для стран, не придерживающихся нейтралитета и имеющих вооруженные силы, обосновывается и тем обстоятельством, что государство должно координировать развитие производственных мощностей предприятий с целью разработки и введения мобилизационного плана (плана особого п...
Другие файлы:
Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом
Индикативное планирование в современных социально- экономических условиях
Индикативное планирование за рубежом содержание, сущность и функции
Индикативное планирование в экономике
Индикативное планирование является наиболее распространенным средством регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики....
Опыт планирования в западных странах
В начале XX века западная общественная мысль отрицала возможность планирования национальной экономики, полагая, что рынок способен спонтанно устраиват...