Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Виды планирования. Система планов организации

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Сущность и принципы планирования, его классификация, механизмы и подфункции, виды: стратегическое, оперативное и текущее. Основные звенья текущего плана производства. План предприятия и его характеристика. Виды и содержание внутрифирменного планирования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АОУ ВПО «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.С. ПУШКИНА»

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. СИСТЕМА ПЛАНОВ ОРГАНИЗАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Санкт-Петербург 2013 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и виды планирования в организации

1.1 Текущее планирование в организации

1.2 План предприятия и его характеристика

1.3 Классификация видов планирования

Глава 2. Система планов организации

2.1 Подфункции планирования

2.2 Виды и содержание внутрифирменного планирования

2.3 Механизмы планирования

Заключение

Введение

Планирование - важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия.

Как экономическую категорию планирование можно рассматривать с экономической и управленческой точек зрения.

С экономической точки зрения - это способ определения пропорций совместной деятельности, наряду с рыночным механизмом. Но если на рынке главным регулятором выступает закон стоимости, т.е. цена, определяющая выгодность производства, способы, объем, то на уровне отдельного предприятия ценовой механизм вытеснен сознательными действиями и авторитарными решениями предпринимателей и менеджеров.

Внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений, в соответствии с которой участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и независимых друг от друга субъектов рынка, и их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.

С управленческих позиций планирование - важнейшая базовая функция, которая определяет цели системы и способы их достижения. Основное воздействие на объект управления осуществляется именно через планирование.

Исходя из этого, можно сказать, что планирование - средство установления целей и задач бизнеса и координация совместной деятельности участников.

Целью данной работы является изучение текущего планирования в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· определить понятие и виды планирования в организации;

· определить понятие и содержание текущего планирования.

Практическая значимость темы обусловлена тем, что любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно распределения ресурсов, координации деятельности между отдельными подразделениями, координации с внешней средой (рынком), создания эффективной внутренней структуры, контроля за деятельностью, развития организации в будущем и т.п.

На практике данная тема играет очень важную роль. В будущем, она поможет мне правильно использовать полученную информацию, для успешного составления стратегического плана на моём предприятии.

планирование стратегический текущий внутрифирменный

Глава 1. Понятие и виды планирования в организации

Планирование - «одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения», то есть функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Планирование, по сути, это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. То есть, посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов.

В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных принципов планирования выделяют - принцип единства, принцип участия, принцип непрерывности, принцип гибкости и принцип точности.

Принцип единства заключается в том, что организация - это целостная система, ее составные части должны развиваться в едином направлении, то есть, планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.

Принцип участия означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование основанное на принципе участия называется «парситипативным».

Принцип непрерывности означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, что необходимо в силу того, что внешняя среда организации неопределенна и изменчива, и, соответственно, фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений.

Принцип гибкости заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Принцип точности заключается в том, что любой план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только возможна.

Часто к данным принципам добавляют принцип комплексности (зависимость развития организации от комплексной системы плановых показателей - уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов), принцип эффективности (разработка такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшей эффективности деятельности), принцип оптимальности (необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив), принцип пропорциональности (сбалансированный учет ресурсов и возможностей организации), принцип научности (учет последних достижений науки и техники) и другие.

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

По степени охвата сфер деятельности выделяют:

· общее планирование (планирование всех сфер деятельности предприятия);

· частное планирование (планирование определенных сфер деятельности).

По содержанию (видам) планирования выделяют:

· стратегическое планирование (поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок);

· оперативное (реализация возможностей и контроль текущего хода производства);

· текущее планирование (планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год).

По объектам функционирования выделяют:

· планирование производства;

· планирование сбыта;

· планирование финансов;

· планирование кадров.

По периодам (охвату отрезка времени) выделяют:

· краткосрочное или текущее (от месяца до 1 года)

· среднесрочное, (от 1 года до 5 лет)

· долгосрочное планирование (больше 5 лет).

По возможности внесения изменений выделяют:

· жесткое (не предполагает внесения изменений);

· гибкое (при таком планировании внесение изменений возможно).

Весь процесс планирования многие авторы делят на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование - «это построение системы управления, обеспечивающей долгосрочное конкурентное преимущество организации в области менеджмента». То есть, стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них «формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжении». Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Другие файлы:

Планирование как функция управления деятельностью предприятия (на примере ОАО "ВолгаТелеком")
Понятие планирования, этапы и методы его осуществления. Особенности реализации планов и принципы планирования. Разновидности планов и их классификация...

Система стратегического и тактического планирования на примере общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс"
Методы и средства стратегического управления, анализ внутренней и внешней среды. Основные виды и направления разработки стратегий и выбор наиболее эфф...

Бизнес-планирование
Рассматриваются теоретические и практические аспекты планирования в условиях рыночной экономики, методика составления бизнес-планов на основе рекоменд...

Процесс планирования на предприятии
Сущность и содержание планирования. Этапы планирования на предприятии. Виды и стадии планирования. Определение системы ожидаемых опасностей или предпо...

Природа планирования
Отличительные особенности планирования. Содержание долгосрочных планов организации. Организационная структура организации. Потребности в ресурсах и их...