Надзор за функционированием кредитных организаций
НАДЗОР ЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙСогласно ст. 45 Закона «О центральном банке РФ» органом банковского регулирования и банковского надзора является Банк России. Им осуществляется постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями (далее КО) и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных в них обязательных нормативов. Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации КО, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.Для осуществления своих функций регулирования и надзора Банк России проводит проверки КО (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные в настоящем Законе санкции по отношению к нарушителям.Главными целями банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.Надзор — это постоянно ведущийся процесс внешнего контроля, т.е. отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности каждого банка (банковской группы), существенных с точки зрения контролирующего (надзорного) органа, включая как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм общего и банковского законодательства, требований и правил, содержащихся в нормативных актах Банка России, других регулирующих органов и во внутренних документах самих поднадзорных банков (банковских групп).Это определение следует понимать, в частности, с учетом следующего.Надзор — это в принципе то же самое, что контроль, но только ведущийся извне, т.е. сторонними органами (их представителями), причем органами, обладающими по отношению к проверяемым организациям властными полномочиями, т.е. , как правило, органами государственными (в отдельных случаях некоторыми полномочиями указанного рода могут располагать и органы саморегулируемых организаций). Помимо всего прочего это означает также, что Банк России — хотя и главный, но не единственный орган надзора за деятельностью банков и иных кредитных организаций.Надзор — это «пригляд» не только за банком в целом, но и за действиями его руководителей и иных сотрудников.Надзор — это отслеживание того, насколько аккуратно банк выполняет не только собственно банковское, но и все остальное законодательство (к примеру, налоговое, трудовое, валютное, о рынке ценных бумаг и т.д.); не только правил, нормативов и требований, устанавливаемых Банком России, но и правил, нормативов и требований, содержащихся в актах других регулирующих органов; не только норм, зафиксированных в документах официальных органов, но также норм, которые банки устанавливают для себя в собственных внутренних регламентирующих актах.С технологической точки зрения надзор — это не только постоянный, но и очень «плотный» комплексный, универсальный в своем роде процесс, охватывающий все аспекты деятельности организации и сочетающий в себе все возможные способы и приемы отслеживания ее деятельности — от проверки форм отчетных документов, их анализа, различных проверок на месте, проводимых с разной периодичности, до регулярных личных контактов с руководителями банка (в отличие, например, от аудиторских проверок, которые проводятся обычно раз в год и имеют достаточно ограниченные задачи).Надзор — это процедуры, по своим последствиям ориентированные и на каждую отдельно взятую КО, и на банковскую систему (банковский сектор) в целом.Надзор, поскольку его ведут органы с властными полномочиями, может завершиться применением к конкретному банку достаточно жестких и неприятных мер вплоть до отзыва у него лицензии (в отличие от контроля извне, который ведут другие органы или организации и заканчивающийся, как правило, выдачей банку рекомендаций и советов)Цели надзора:надзор может преследовать такую цель, как отыскание в деятельности банков ошибок и промахов, недостатков, нарушений законодательства и банковских правил и, возможно, наказание их за это. Такая цель не является надуманной, выявление и пресечение конкретных нарушений, которые банки допускают, весьма важно.надзор (именно его аналитический компонент) должен и может проводиться не столько для того, чтобы наказать банк за уже совершенные нарушения и ошибки, а с той целью, чтобы выяснять меру его способности и готовности выполнять свои обязательства в ближайшем будущем (в обозримой перспективе), имея в виду не только его сильные стороны, но и такие обстоятельства и факторы, которые могут серьезно осложнить работу банка в указанном будущем.надзор может и должен выявлять типовые проблемы, общие, общезначимые «слабые места» в банковской сфере, включая управление ею, и обеспечивать руководство разных уровней информацией, позволяющей принимать соответствующие решения.Перечисленные цели могут быть отнесены только к надзору, но не к регулированию. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙВ ст. 56 Закона о Центробанке банковскому регулированию и банковскому надзору «прописаны» общие, единые цели, что по меньшей мере некорректно: если процессы разные, то и цели их совершения должны быть разными.Надзор за банками (их деятельностью) хотя и имеет указанные выше цели, но ведется не ради самого надзора. Из названных целей надзора очевидно следует, что он нужен для того, чтобы заставить или побудить отдельно взятый банк, какую-либо группу банков или одновременно все банки страны изменить в нужном направлении параметры своей деятельности и соответственно ее результаты в случае, если непринятие таких мер может иметь негативные последствия для самого банка, группы банков, для его (их) клиентов и вкладчиков, для банковского сектора в целом. Такое воздействие на банки со стороны Центрального банка и/или иных руководящих органов и будет означать регулирование его (их) деятельности. Регулирование в этом смысле равнозначно внешнему управлению банком (банками).Регулирование Банком России деятельности конкретного банка частично опирается на данные надзора за этим банком (используется также разнообразная иная информация) и включает в себя:внешнее управление текущим функционированием и развитием банка как одной из многих действующих в стране кредитных организаций, которое воплощается в нормативных актах Банка России, адресованных одновременно всем банкам или группам (категориям) банков;внешнее управление текущим функционированием и развитием данного конкретного банка, которое реализуется в решениях Банка России или его учреждений, направленных только на этот банк.Соответственно целями банковского регулирования (и только опосредованно — надзора) являются: