Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Управление конкурентоспособностью 2

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙПо дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ»ТЕМА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ И КАК СВОЙСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ, КОТОРОЕ ФУНКЦИОНИРУЕТ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
  • Сущность и виды экономической конкуренции
  • Центральным понятием, которое выражает сущность рыночных отношений есть понятие конкуренции. Конкуренция - это важнейшее звено всей системы рыночного хозяйства. Срок|термин| “конкуренция” из|с| лат. concurrentia| значит|означает| - соревнование, соперничество. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого|прошедшего| века|столетия| в Украине не мало необходимости. В теоретическом анализе экономической конкуренции важного значения приобретает выделение и понимание ключевых терминов и понятий, среди которых, - объект, субъект и предмет конкуренции. В доступных для самостоятельного прорабатывания источниках эти вопросы или не акцентированные вообще, или же трактуются противоречиво, что требует подробного их рассмотрения (рис.1.1).Рис. 1.1. Конкуренция как экономическая категорияВ зависимости от виденья смысла существования предприятия (производство товара или удовлетворение определенной потребности потребителя), будет зависеть и его текущая деятельность, и развитие, и восприятие им основных конкурентов. Да, предприятие, которое определяет за свое главное задание производство конкретного товара, в качестве основных конкурентов выделяет производителей аналогичных товаров и товаров-заменителей. Если же целью своей деятельности предприятие считает удовлетворение определенной потребности потребителей, то при проведении анализа конкурентов во внимание будут приниматься все те, кто так или иначе может удовлетворить данную потребность или же “перевести” ее в любую другую потребность, или вообще исключить ее из жизнедеятельности потребителя. Именно отделение предмета конкуренции от ее объекта показывает, что в конкурентной борьбе существует не одна, а две сферы влияния: товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) – из другого, а это значит, что существуют разные методы и приемы конкурентной борьбе.Следует четко разграничивать понятие "конкуренция" как состояние рынка и как взаимоотношения участников процесса общественного производства, то есть различать понятие "конкурентное состояние рынка" и "конкурентное поведение", хоть они тесно связаны между собой [4]. Выделяют три вида конкурентного поведения. Конкурентное поведение между продавцами основывается на желании опередить соперника в борьбе за потребителя, завоевать как можно более широкий круг потребителей и продать свою продукцию по самой высокой цене. В вопросах ценообразования инициатива принадлежит продавцу, а в вопросах расширения или сужения круга потребителей решающую роль играет сам покупатель. Конкурентное поведение между покупателями основывается на желании опередить соперника в борьбе за наилучший товар среди тех, чтобы в данный момент предлагаются на рынке, и приобрести его по якнайнижчою цене. В этом случае активная роль потребителя заключается в возможности платить за один и тот же товар визжу или низшую цену. Количество и качество продукции, которая предлагается в данный конкретный момент на рынке, от покупателя не зависят - здесь более активную роль играет продавец. Конкурентное поведение внутри обеих вышеназванных групп может иметь характер взаимной борьбы, а может иногда набирать формы содружества (когда соперники договариваются между собой). В таком случае они не борются за победу на рынке, а делят рыночную власть в соответствующих пропорциях. Продавцы не снижают цену, чтобы завоевать потребителя, а держат ее, как договорились между собой, потому покупатель вынужден покупать по установленной на рынке цене. С другой стороны, когда таким же чином договариваются покупатели, то продавцу ничего не остается, как реализовывать товар по установленной ими цене. Конкурентное взаимодействие продавцов и покупателей основывается на их противоположных намерениях продать как можно дороже, а купить по возможности более дешево. Когда определенный субъект выступает в роли продавца, он стремится к завышению цены, а в роли покупателя — уторговать самую низкую цену.В рыночной экономике конкуренция выполняет в рыночной экономике определенные функции (табл.1.2). Функции конкуренции как экономической категорииКоротко охарактеризуем приемы ценовой и неценовой конкуренции (табл.1.3) [1; 295].Приемы ценовой и неценовой конкуренцииПринято выделять следующие также формы конкуренции (табл. 1.4) .Таблиця 1.4Формы экономической конкуренцииВозникновение рыночной экономики знаменуется появлением свободной конкуренции. Однако существование покупки-продажи товаров, использования денег, может быть и без конкуренции, потому необходимым является понимание условий возникновения конкуренции: наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса; свобода выбора хозяйственной деятельности производителей; соответствие между тем, которое определяет спрос, и тем, которое определяет предложение (если спрос превышает предложение, существует дефицит товаров - свободная конкуренция отсутствует); наличие рынка средств производства.
  • Рынок как сообщество конкурирующих компаний
  • Расс...
    Другие файлы:

    Управление конкурентоспособностью продукции организации на примере ООО "УСПТК"
    Подходы и методы управления конкурентоспособностью продукции. Оценка внутренней и внешней среды предприятия ООО "УСПТК", расчет конкурентоспособности...

    Управление конкурентоспособностью организации
    Процесс управления конкурентоспособностью организации и изучение практических рекомендаций для её повышения. Факторы, определяющие конкурентоспособнос...

    Управление конкурентоспособностью
    В учебном пособии излагаются теоретические подходы к управлению конкурентоспособностью, определяются значение национальной доктрины и роль конкурентны...

    Управление конкурентоспособностью предприятия 2

    Управление конкурентоспособностью предприятий хлебопекарной промышленности (на материалах Ливенского хлебокомбината филиала ОАО "Орелоблхлеб")
    Проблемы конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности в социально-экономическом развитии России. Разработка модели эффективного управления...