Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экология

Организация системы экологических платежей на предприятии природопользования

Тип: дипломная работа
Категория: Экология
Скачать
Купить
Необходимость увеличения количества экологических санкций для регулирования природопользования. Последствия несоблюдения природоохранного законодательства. Пути повышения эффективности системы управления экологическими платежами ООО "Каменный стиль".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

"Организация системы экологических платежей на предприятии природопользования"

Реферат

Цель выпускной квалификационной работы - разработка эффективной системы экологических платежей на предприятии природопользования

Теоретической и информационной базой для работы являются труды зарубежных и отечественных ученых: монографии, аналитические исследования по вопросам нормативной и экономической регламентации природоохранных мер для предприятий природопользования.

Методы исследования: методы системного, логического и экономического анализа.

В результате проведенного исследования было выявлено, что мировой опыт в регулировании природопользования и воздействия на окружающую среду идет по пути увеличения количества экологических санкций.

Практическое исследование, проведенное на примере ООО «Каменный стиль» позволило выявить основные недостатки в работе предприятия в сфере управления экологическими платежами и предложить пути его улучшения.

Студент подтверждает, что приведенный в выпускной квалификационной работе расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние исследуемого процесса (разрабатываемого объекта), все заимствованные из литературных источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

экологический санкция законодательство платеж

Введение

Актуальность исследования. Приводимые в целом по стране и по регионам данные официальной статистики, свидетельствуют о том, что в России отмечается ежегодная тенденция роста антропогенной нагрузки на окружающую среду[44]. В наиболее явном виде техногенное воздействие проявляется в увеличении доли естественных экосистем с выраженной неспособностью к самовосстановлению, в ухудшении качества условий жизнедеятельности населения.

Согласно оценкам специалистов, в России около половина населения проживает в условиях загрязненной атмосферы, особенно велика нагрузка на городскую агломерацию [44]. По данным медико-экологических исследований, почти треть заболеваний городского населения обусловлена загрязнениями окружающей среды [44].Положение усугубляется тем обстоятельством, что на сегодняшний день в России механизм управления охраной природы, основанный на комплексе правовых норм, организационных механизмов и экономических стимулов, призванных усилить заинтересованность предприятий в осуществлении природоохранных мероприятий находиться на стадии становления.

Так, успешная реализация экологических программ в Западной Европе произошла не вдруг, для этого были сделаны огромные усилия на политическом, правовом поле и приняты эффективные меры экономического воздействия. В итоге экологически выверенные решения предприятий в области экологических проектов повышали конкурентоспособность предприятия, все это обеспечило закономерное развитие эффективных экологических программ.

На данный момент нет крупных компаний, которые не инвестировали бы средства в охрану окружающей среды. В настоящее время предоставлены возможности тем хозяйствующим субъектам, которые инвестируют в развитие экологических технологий. В свою очередь хозяйствующие субъекты рассматривают технико-технологические мероприятия природоохранного профиля с позиции категорий коммерческой эффективности. В столь сложной обстановке вопросы разработки, финансирования и реализации инвестиционных программ природоохранного направления для предприятий - природопользователей приобретают особую актуальность.

Разработка и реализация основных положений Концепции устойчивого развития страны предполагает усиление роли экологического фактора в хозяйственной деятельности. В Экологической доктрине Российской Федерации в число приоритетных направлений деятельности по обеспечению экологической безопасности включена разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от техногенной деятельности.

Направление стимулирования предприятий к повышению эффективности использования природных ресурсов, снижению потерь и отходов, внедрению безотходных и ресурсосберегающих технологий и производств методом экономического принуждения не получило до настоящего времени должного развития.

К наиболее важным направлениям развития механизма экономического стимулирования охраны окружающей среды следует отнести методологию определения экономических оценок дающих возможность рассчитать показатели природно-ресурсного потенциала, как отдельных территорий Российской Федерации, так и в структуре страны.

Развитие гражданского и природоохранного законодательства Российской Федерации требует совершенствования методов оценки вреда, возникающего в результате негативного воздействия на окружающую природную среду. Взимание платежей за загрязнение является мерой эколого-экономической ответственности природопользователей при их работе в штатном режиме. Но, помимо этого, существует эколого-юридическая ответственность, одной из форм которой служит возмещение вреда, наступившего в результате нарушения природоохранительного законодательства.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует определённая нормативно-правовая база оценки экологического ущерба, которая представлена в основных методических документах последних лет. Однако указанные нормативно-методические документы содержат противоречивые в методологическом отношении схемы исчисления размера экологического ущерба, действуют применительно к ограниченной области определения ущерба, в недостаточной степени оценивают прошлый экономический ущерб.

Выплаты за негативное воздействие на окружающую среду регламентируются постановлениями правительства России от 1992 и 2003 гг. Однако эти законодательные акты, по мнению Минприроды, не отвечают экологическим требованиям и финансово не мотивируют предприятия заниматься экологической безопасностью. Например, действующее законодательство позволяет осуществлять сверхнормативные выбросы на основании индивидуально установленных лимитов. «Однако отсутствие четкого правового регулирования привело к непрозрачности этого института, возможности из года в год не выполнять планы мероприятий и продлевать установленные лимиты». Кроме того, платежи за загрязнение окружающей среды по факту не дифференцируются.

В России система сбора экологических платежей работает с 1994г. практически 18 лет, но большинство предприятий не смогло прийти к установленным нормативам. Существует аналогичный опыт по модернизации предприятий Восточной Европы при вступлении в Евросоюз. В течение 10 лет инвестиции в повышение экологичности производства в этих странах составляли в среднем 2,3% ВВП. Эта цифра примерно вдвое ниже оценки ущерба, который наносит загрязнение вод и атмосферного воздуха в настоящее время предприятиями в России, при этом в отдельных регионах, например в Кемеровской области, издержки на ликвидацию экологического ущерба составляют более 10% ВРП.[29]

Сегодня экологические отчисления предприятий не покрывают десятой доли необходимых финансовых затрат на профилактические меры. Минимальные разовые инвестиции на водные очистные сооружения в масштабах страны оцениваются в 705 млрд руб., или 35 млрд руб. в год. При этом фактическое поступление платы за вредные стоки за 2011 г. за сбросы в воду, составило всего около 5 млрд руб., аналогичная ситуация и с загрязнением воздуха. Все это говорит о том, что требуется внедрения нового современного методического подхода по формированию платежей за загрязнение окружающей среды.[40]

В настоящее время не отработанными в структуре экономического механизма природопользования остаются не только оценка ущерба, но и поиск оперативных средств для ликвидации последствий загрязнений окружающей среды и природных ресурсов в результате аварий и катастроф. Экологические и ресурсные фонды расходуют средства по заранее утвержденным сметам и не могут в целом решать эту проблему. Одним из источников финансирования таких мероприятий может стать страховое возмещение с целью компенсации убытка, образующегося у страхователя и третьих лиц в результате загрязнения окружающей среды; экономическое стимулирование предотвращения аварий у страхователя.

Для предотвращения ухудшения экологической ситуации и поддержания состояния окружающей среды на уровне, соответствующем требованиям устойчивого развития, необходимо проведение целенаправленной экологической политики, определяемой как совокупность экономических, правовых и организационных мер, направленных на поддержание способности окружающей среды удовлетворять потребности нынешних, не ставя под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений.

Необходимы меры по сохранению и оздоровлению окружающей среды для реализации прав нынешних и будущих поколений на благоприятную окружающую среду и экологически безопасные условия проживания.

Опыт Европейских стран свидетельствует, что повышение платежей за загрязнение сопровождалось одновременным уменьшением налогов на труд и капитал, что обеспечило одновременно и улучшение качества окружающей среды, и повышением занятости и экономической активности. Так же произошло смещение приоритета от доминирующих экономических инструментов негативной мотивации в сторону расширения системы позитивной мотивации для природопользователей, внедряющих технологии, снижающие антропогенную нагрузку на окружающую среду.

Другие файлы:

Государственное регулирование природопользования
Организация системы государственного регулирования природопользования. Формирование экологической политики. Выработка стратегии природопользования. Вы...

Эффективность экологических инвестиций в рациональное природопользование
Понятие рационального природопользования. Необходимость привлечения инвестиций в рациональное природопользование. Эффективность экологических инвестиц...

Анализ системы налогообложения на предприятии
Методы налогового планирования в организациях малого и среднего бизнеса. Оценка начисляемых и уплаченных обязательных платежей на предприятии "Владинв...

Объект и предмет экономики природопользования
Основные задачи экономики природопользования на современном этапе. Роль и содержание экологического менеджмента на предприятии. Выгодность сбалансиров...

Платежи за загрязнение окружающей среды, методика исчисления и порядок уплаты
Напряженная экологическая обстановка в стране крайне отрицательно сказывается на экологической безопасности населения и требует значительных затрат об...