Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экология

Этапы формирования и современное состояние антропогенных ландшафтов городской черты Брянска

Тип: статья
Категория: Экология
Скачать
Купить
Этапы формирования и современное состояние антропогенных ландшафтов городской черты БрянскаИ.В. ШарапаевСовременное усложнение территориальной структуры городов требует проведения большого объема работ по реконструкции природно-техногенных систем. Важным аспектом таких преобразований служит знание истории формирования, изменения и современной структуры антропогенных ландшафтов города и его окрестностей. Такое исследование было проведено в городе Брянске.Основным центром формирования г. Брянска была долина реки Десны. Именно в конце X века на правобережье Десны возникло славянское поселение, на основе которого образовался городок Дебрянск. Как раз с этого времени начинается постепенное образование и развитие антропогенных ландшафтов.В истории формирования антропогенных ландшафтов г. Брянска и его окрестностей можно выделить несколько этапов.Первый, относится к X-XVII векам. Городская территория не выходила за пределы правобережья Десны и была представлена, в основном, классами селитебных (посад и детинец) и сельскохозяйственных ландшафтов. В этот период Брянск выступал как форпост южных рубежей России и неоднократно был разрушен. Помимо всего город обладал фортификационными укреплениями (преимущественно деревянными). Это даёт повод утверждать, что имело место наличие еще двух классов антропогенных ландшафтов - беллигеративных и лесохозяйственных.Второй этап (начиная с середины XVII века) связан с утратой значения Брянска как рубежа государства, после воссоединения Украины с Россией. Этот период характеризуется начальной стадией развития промышленных ландшафтов (судостроительная верфь, кожевенный и железный заводы, "Арсенал" и др.). Появились первые карьерно-отвальные комплексы, обусловленные добычей песка, мела, болотных руц. Увеличились площади селитебных, лесохозяйственных и сельскохозяйственных ландшафтов. Это связано с увеличением численности населения (с 1800г. по 1860г. в пять раз) и расширением площади до 350 га.Третий этап начинается с середины XIX века. В это время интенсивно формируются дорожно-линейные ландшафты, связанные со строительством Орловско-Витебского шоссе, железных дорог до Орла, Гомеля, Львова, Москвы. С 1872 года начинается интенсивное формирование промышленных ландшафтов (Брянский машиностроительный завод) и селитьбы на левобережье Десны и её притоков. Новыми центрами градостроения становятся железнодорожные магистрали. На широких террасах Десны, Болвы, Снежети формируются такие городские поселения как Бе-жица и железнодорожные станции Брянск-Льговский и Брянск-Орловский. В уже существующих антропогенных ландшафтах происходят изменения. Река утрачивает, свое прежнее значение, увеличивается количество каменных построек и мощеных улиц, нарушается компактность города.Четвертый, нынешний, этап начался со слияния Брянска и Бежицы в один единый "Большой Брянск" (с 1956 года). Создаются сложные взаимосвязанные эколого-экономи-ческие структуры. Если первые поселения возникали лишь вне затопляемой во время паводков зоне, то впоследствии начали осваиваться все части поймы Десны и ее притоков. Это освоение сопровождается работами по реконструкции водных артерий (спрямление русла, строительство дамб, насыпей). Самыми застроенными в настоящее время оказались аккумулятивные террасы Десны и ее притоков. Рельеф поймы довольно сильно преобразован. В притеррасной части её проложены насыпи шоссейных дорог, на намывном грунте построены промышленные и жилые массивы, что нарушает ход физико-географических процессов.В результате исторического развития города, усложнения его функциональных особенностей, в процессе взаимодействия природных и антропогенных факторов на его территории сформировались сложные природно-техноген-ные системы. Они определяют сейчас функционально-планировочную структуру Брянска. Границы антропогенных ландшафтов городской территории выглядят весьма размыто.Какие же классы антропогенных ландшафтов составляют нынешнюю структуру Брянска и его окрестностей?Городская зона поселений (селитебные ландшафты) занимают 20% всей исследуемой площади представлена многоэтажными и одноэтажными постройками. Около 70% состава жилищного фонда города - многоэтажная селитьба. В пределах высокого правобережья многоэтажные постройки размещены в основном на плоских участках водоразделов с абсолютными высотами от 200 до 220 м. В левобережной части города они распространены на всех уровнях, в том числе и на пойме (на намывных грунтах). Одноэтажное жилье сосредоточено на склонах коренного берега Десны, на склонах и днищах балок, а так же на надпойменных террасах низкого левобережья. Чаще всего одноэтажные жилые массивы сохранились на месте пригородных поселков, вошедших в черту города.Промышленные ландшафты в структуре антропогенных комплексов составляют около 11% (3% из них - карьерно-отвальные). Сосредоточены они в основном на левобережье долины, террасах Десны и её притоков. При этом характерным является то, что промышленные предприятия размещались без учета экологической обстановки.Лесные антропогенные ландшафты города представлены нескольким типами геокомплексов, в разной степени измененных под влиянием хозяйственной деятельности человека. Это остатки естественных лесов, заливные луга и кустарники поймы, парки и скверы. Общая их площадь составляет около 31,4% территории. Однако, городские леса катастрофически сокращаются, подвергаясь интенсивной хозяйственной и рекреационной нагрузкам.Широко представлены в Брянске и особенно в его окрестностях типы сельскохозяйственных ландшафтов (34,1% территории); и прежде всего это смешанные и полевые. Расположены они в основном на правобережье.Оставшиеся 3,5% от структуры антропогенных ландшафтов составляют линейно-дорожные, рекреационные и другие комплексы. Из них наибольшее распространение получили линейно-дорожные ландшафты. Их система в городе представлена железнодорожными и автомобильными магистралями (более 800 км автомобильных дорог, около 500 км из них - с твёрдым покрытием), линиями электропередач и связи, газо- и нефтепроводами.Таким образом, современная структура антропогенных ландшафтов города Брянска и его окрестностей весьма сложная. Обладая при этом различной устойчивостью, эти ландшафты постоянно подвержены изменениям. И важной задачей в таких условиях является мониторинг за динамикой развития городских территорий, с целью более целесообразного планирования и развития хозяйства, разработке и проведению природоохранных мероприятий....
Другие файлы:

Антропогенные ландшафты
Устойчивость ландшафтов и преодоление экологических кризисов. Характеристика субтропических ландшафтов. Антропогенное ландшафтоведение и классификация...

Экологический мониторинг атмосферного воздуха, состояние биоты и перспективы формирования защитных озеленительных посадок на антропогенных территориях города
Состояние атмосферного воздуха г. Волгограда. Пути формирования защитных озеленительных посадок на исследованных антропогенных территориях города. Экс...

Антропогенные ландшафты
Учебное пособие основано на курсе лекций для студентов 3 курса кафедры физической географии зарубежных стран географического факультета МГУ. Пособие я...

Американские музеи
История американского музейного мира, отличительные черты и основополагающие принципы формирования коллекций. Этапы создания и современное состояние н...

Грунтоводоохоронні біоінженерні комплекси та оптимізація ландшафтів у басейнах малих річок західного регіону України
У книзі викладені: 1) концепція охоронного ресурсозберігаючого природокористування…; 2) теоретичні і методологічні основи структурно-функціональної...