Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Характерные черты национального бюджетного процесса

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Бюджетная система РФ

1.1 Основные черты бюджетной системы РФ

1.2 Принципы бюджетной системы РФ

1.3 Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ

1.3.1 Федеральный бюджет РФ

1.3.2 Бюджеты субъектов РФ

1.3.3 Местные бюджеты

1.3.4 Внебюджетные фонды

1.4 Разработка бюджета в РФ

1.5 Исполнение бюджета в РФ

Глава 2. Бюджетная политика РФ

2.1 Основные цели и задачи бюджетной политики РФ на 2011 г. и дальнейшую перспективу

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Именно в этом и заключается актуальность изучения проблемы построения системы бюджетного устройства. В связи с преодолением кризисного состояния Российской экономики и выявления причин несовершенства рыночных механизмов нашей страны эта тема также имеет свою актуальность.

Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету.

Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей построения системы бюджетного устройства в общем и в частности - в Российской Федерации.

Задачи работы заключаются в рассмотрении особенностей бюджетной системы РФ и бюджетного процесса в России (разработка, исполнение, утверждение).

Глава 1. Бюджетная система РФ

1.1 Основные черты бюджетной системы РФ

Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе».

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и юридических нормах.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (рис.1).

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система состоит из трех уровней:

- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местных бюджетов, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

-бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Размещено на

Размещено на

Рис. 1. Бюджетная система России.

Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что консолидированный бюджет не имеет правовой нагрузки, однако его параметры широко используются в процессе сводного планирования, отчетности, анализа. Консолидированный бюджет Российской Федерации не утверждается законодательным органом власти.

Советы министров республик в составе Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Федерации составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

В настоящее время государственная бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев:

- федерального бюджета;

- 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов, бюджета Еврейской автономной области;

- около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Через федеральный бюджет образуется и используется общегосударственный централизованный фонд денежных средств, а государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.

Выступая, как система денежных отношений, федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе -- отношения между социальными слоями и группами.

По форме федеральный бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемая в законодательном порядке. Утверждение бюджета парламентом придает бюджету силу закона.

Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

1.2 Принципы бюджетной системы РФ

Принципы бюджетной системы Российской Федерации закреплены в ст. 28 Бюджетного Кодекса РФ. Ими являются:

единство бюджетной системы;

разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельность бюджетов;

полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

сбалансированность бюджета;

эффективность и экономность использования...

Другие файлы:

Особенности бюджетного финансирования
Понятие и характерные черты бюджетного финансирования, пути, закономерности распределения денежных средств, основные формы и их особенности. Анализ и...

Особенности национального характера финнов
Понятие и содержание национального характера, основные подходы и приемы его исследования на современном этапе, место и значение данного процесса в тео...

Исследование бюджетного процесса в Российской Федерации
Понятие бюджетного процесса и его принципы. Полномочия участников бюджетного процесса. Составление, рассмотрение и исполнение проекта бюджета. Доходы...

Сущность менеджмента и его характерные черты развития
Основные подходы в истории менеджмента. Понятия менеджмента и менеджера. Суть и характерные черты современного национального менеджмента. Общее и разл...

Бюджетный процесс и его особенности на муниципальном уровне
Понятие, правовые и организационные основы бюджетного процесса. Характеристика бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации и за...